Рабочая программа по учебному предмету Информатика (углубленный уровень)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 145
с углубленным изучением отдельных предметов

Приложение № 3 к основной образовательной программе среднего общего образования

Утверждена приказом
от 28.08.2020 г. № 45 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА»

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА»
Личностные результаты:
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние
изучениеучебногокурса информатики на ступени среднего общего
образования, можно отнести:
 ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
 российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм;
 готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, понимание значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,

 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
 готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД): регулятивной, познавательной, коммуникативной.
УУД
регулятивные
– самостоятельно определять цели,
задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что
цель достигнута;
– оценивать возможные последствия
достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и
жизни
окружающих
людей,
основываясь на соображениях этики
и морали;
–
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные
ресурсы,
необходимые
для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать эффективный
поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
–
сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной заранее целью.
познавательные

– искать и находить обобщенные
способы решения задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и

познавательные) задачи;
–
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках;
– использовать различные модельносхематические
средства
для
представления существенных связей
и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим
замечаниям
в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать
их как ресурс
собственного развития;
–
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ)
в
решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- выходить за рамки учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей
для
широкого
переноса средств и способов
действия.
коммуникативные

–
осуществлять
деловую
коммуникацию как со сверстниками,
так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать

партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия, а не личных
симпатий;
– координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно
излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Выпускник на базовом уровне научится:
 определять информационный объем графических и звуковых данных
при заданных условиях дискретизации;
 строить логическое выражение по заданной таблице истинности;
решать несложные логические уравнения;
 находить оптимальный путь во взвешенном графе;
 определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных
данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых
последовательностей; создавать на их основе несложные программы
анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные
на
выбранном
для
изучения
универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
 выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную)
несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых
и текстовых данных;
 создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей с
использованием основных алгоритмических конструкций;
 использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
 понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти);
 использовать компьютерно-математические модели для анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; представлять результаты математического

моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации;
 аргументировать выбор программного обеспечения и технических
средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач,
используя знания о принципах построения персонального компьютера
и классификации его программного обеспечения;
 использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий
из различных предметных областей;
 использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые
запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы
данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу
данных;
 создавать
структурированные
текстовые
документы
и
демонстрационные материалы с использованием возможностей
современных программных средств;
 применять антивирусные программы для обеспечения стабильной
работы технических средств ИКТ;
 соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 выполнять эквивалентные преобразования логических выражений,
используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении
поисковых запросов;
 переводить заданное натуральное число из двоичной записи в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать,
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
 использовать знания о графах, деревьях и списках при описании
реальных объектов и процессов;
 строить
неравномерные
коды,
допускающие
однозначное
декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать
знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при
передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
 понимать важность дискретизации данных; использовать знания о
постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач
анализа данных;
 использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции последовательного











программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять
созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет
соответствия реальному объекту или процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач,
возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные
многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной
и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы
обеспечения информационной безопасности, способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Информационные процессы
1. Информация и ее представление средствами языка
Роль информации в жизни общества. Исторические аспекты хранения,
преобразования и передачи информации. Текстовая и графическая
информация. Необходимость применения компьютеров для обработки
информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина
«информация». Понятие канала связи.
Кодирование информации. Универсальность двоичного кодирования.
Способы кодирования информационных объектов различного вида (текст,
графика, звук). Измерение количества информации: различные подходы.
Единицы количества информации. Архивирование данных.
Особенности обработки информации человеком. Методы свѐртывания
информации, применяемые человеком. Информационная грамотность
личности. Информатизация общества и еѐ основные следствия. Защита от
негативногоинформационного воздействия. Право в информационной сфере.
Защита информации.
2. Телекоммуникационные системы

Локальные и глобальные компьютерные сети. Принципы работы модема
и сетевой карты. Принципы работы глобальной компьютерной сети и
электронной почты. Серверы.
Интернет: его ресурсы, возможности, опасности. Поиск информации в
компьютерных сетях. Понятие о телеконференции. Этика Интернета. Защита
информации в телекоммуникационных сетях.
3. Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера
Понятие модели объекта, процесса или явления. Виды моделей.
Информационные
и
математические
модели.
Существенные
и
несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо
поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.
Понятие системы. Системный подход к построению информационной
модели. Графы как средство описания структурных моделей.
Фактографические модели. Статические и динамические системы.
Моделирование статических и динамических систем.
Модели искусственного интеллекта. Понятие экспертной системы.
Логико-математические модели. Алгебра высказываний.
Понятие компьютерной модели. Выбор компьютерной технологии для
решения задачи.Понятие адекватности модели. Нахождение области
адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера:
построение компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента
и анализ его результатов. Уточнение модели.
Информационные технологии
1. Создание и обработка информационных объектов с помощью
компьютера. Мультимедиатехнологии.
Основные информационные объекты, средства их создания и обработки.
Текстовые объекты. Создание и обработка текстов посредством
текстового редактора.
Гипертекст. Браузеры.
Машинная графика, графический экран, цвет и цветовые модели,
кодирование цвета в компьютере в разных цветовых моделях, графические
примитивы, основные операции создания и редактирования изображений.
Обработка числовой информации. Средства визуализации числовой
информации. Средства статистической обработки информации.
Презентации. Компьютерные средства создания презентаций.
Работа со звуком. Создание информационных объектов средствами
мультимедийных технологий.
2. Системы хранения и поиска данных
Хранение данных в информационно-поисковых системах (ИПС). Базы
данных. СУБД и ее функции. Поиск, замена и добавление информации.
Запросы по одному или нескольким признакам. Решение информационнопоисковых задач.
3. Информатика в задачах управления

Понятие управления объектом или процессом. Потоки информации в
системах управления. Общая схема системы управления. Задача управления.
Управляющие воздействия в задачах управления. Управление по
принципуобратной связи.Прогноз состояния системы как управляемого
объекта. Неоднозначность выбора способа управления в моделях задач
управления.

Тематическое планирование
№
Наименование раздела
п/п
1. Информация и информационные процессы

Количество
часов
9

2. Информационные модели

13

3. Информационные системы

4

4. Компьютер как средство автоматизации
информационных процессов

4

5. Компьютерные технологии представления информации

7

6. Средства и технологии создания и преобразования
информационных объектов
7. Средства и технологии обмена информацией с
помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
8. Компьютерные сети

12

9. Основы социальной информатики

2

10. Обобщение материала. Итоговое тестирование.

5

11. Резерв

4

ИТОГО

5
5

70

класс

10
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Тема

Количеств
о часов

ИТБ № 015, 016. Информация и информационные
процессы.
Язык как средство сохранения и передачи информации.
Кодирование информации.
Универсальность двоичного кодирования.
Информационное моделирование.
Системный подход в моделировании.
Алгоритмы и их свойства.
Основные направления информатики.
Контрольная работа №1 по теме «Информатика как
наука».
Информационные задачи и этапы их решения.
Применение компьютера для решения простейших
информационных задач.
От переменной к массиву.
Решение уравнений методом половинного деления.
Измерение информации.
Контрольная работа №2 по теме «Информационная
деятельность человека и использование в ней
компьютерных технологий».
Моделирование процессов в биологии.
Границы адекватности модели.
Моделирование эпидемии гриппа
Вероятностные модели.
Датчики случайных чисел и псевдослучайные
последовательности.
Моделирование случайных процессов
Понятие моделей искусственного интеллекта.
Как построить логическую формулу.Решение логических
задач средствами математической логики.
Реляционные модели.Функциональные отношения.
Логические функции и логические выражения.
Логика СУБД Access.
Базы знаний и экспертные системы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Реляционная модель экспертной системы.
Контрольная работа №4 по теме «Логикоматематические модели».
30.
Что такое управление. Сколько можно взять у природы.
Задача о лесопарке. Учимся у природы правильной
организации управления.
31.
Изучаем системы с обратной связью. Управление по
принципу обратной связи. Глобальные модели.
32.
Обобщение изученного материала 10 класса.
33.
Итоговое тестирование.
34.35 Резерв
28.
29.

1
1
1

1
1
1
2

класс

11
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема
ИТБ № 015, 016. Понятие информационной культуры.
Информация. Информационная культура общества и
личности.
Информационная грамотность – базовый элемент
информационной культуры.
Социальные эффекты информатизации.
Методы работы с информацией.
Методы свертывания информации.
Моделирование – краеугольный камень
информационного мировоззрения.
Информационные модели в задачах управления.
Модель экономической задачи.
Международные исследования PISA.
Контрольная работа № 1 «Информационная
культура общества и личности».
Системы счисления.
Перевод целых чисел из одной системы счисления в
другую.
Кодовые таблицы. Кодирование цветовой информации.
Цветовая модель HSB. Получение изображений на
бумаге.
Контрольная работа № 2 «Кодирование информации.

Количеств
о часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.

31.
32.
33.
34.-35

Представление информации в компьютере»
Создание и форматирование текста.
Вставка объектов в текст документа.
Гипертекст.
Основы HTML
Гиперссылки в HTML. Оформление HTML-страницы.
Объекты других приложений в HTML.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Компьютерная обработка графических информационных
объектов.
Компьютерные презентации.
Контрольная работа № 3 «Основные
информационные объекты. Их создание и
компьютерная обработка».
Локальная компьютерная сеть. Глобальные
компьютерные сети.
Адресация в Интернете.Поисковые системы Интернета.
Интернет как источник информации.Сервисы Интернета.
Интернет-телефония. Этика Интернета. Безопасность в
Интернете.
Информационная безопасность и защита интересов
субъектов информационных отношений. Защита
информации.
Контрольная работа № 5 по теме
Телекоммуникационные сети. Интернет».
Простейшие свойства графов. Способы представления
графов. Алгоритмы обхода связанного графа. Деревья.
Дерево игры.
Обобщение изученного материала 11 класса.
Итоговая проверочная работа.
Обобщающий урок по курсу «Информатика»
Резерв

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
2

Компьютерный практикум

10 класс

1.

П/р №1 «Обработка числовой информации с
помощью электронной таблицы».

Урок № 5

2.

П/р №2 «Обработка текстовой и графической
информации».

Урок № 6

3.

П/р №3 «Программирование основных
алгоритмических конструкций».

Урок № 7

4.

П/р № 4 «Фактографическая модель «КЛАСС»»

Урок № 10

5.

П/р № 5 «Поиск информации в базе данных»

Урок № 11

6.

П/р № 9 «Программы для обработки массивов».

Урок № 12

7.

П/р № 10 «Решение уравнений».

Урок № 13

8.

П/р № 12 «Модели неограниченного и ограниченного
роста».

Урок № 16

9.

П/р № 13 №Поиск границ адекватности модели»

Урок № 17

10.

П/р № 14 «Компьютерная модель эпидемии гриппа»

Урок № 18

11.

П/р № 15 «Проверяем датчик случайных чисел».

Урок № 20

12.

П/р № 16»Компьютерная модель системы массового
обслуживания»

Урок № 21

13.

П/р № 17 «Моделирование броуновского движения»

Урок № 21

14.

П/р № 19 «Компьютерное исследование логических
формул»

Урок № 23

15.

П/р № 20 «Соединение таблиц в Access».

Урок № 26

16.

П/р № 21«Создание экспертной системы с помощью
Access».

Урок № 28

11 класс

1.

П/р №1 «Модель горки. Проверка адекватности
модели».

Урок № 6

2.

П/р №2 «Задача о ценообразовании».

Урок № 8

3.

П/р №3 «Системы счисления с основанием равным
степени числа 2».

Урок № 11

4.

П/р №7 «Создание текстовых информационных
объектов».

Урок №16

5.

П/р №8 «Вставка объектов в текст».

Урок № 17

6.

П/р №9 «Создание гиперссылок в тексте».

Урок № 18

7.

П/р №10 «Знакомство с HTML».

Урок № 19

8.

П/р №11 «Использование тега  для
формирования HTML-страницы. Использование
документов, подготовленных в MicrosoftWord.

Урок № 20

9.

П/р №15 «Создаем презентацию в PowerPoint».

Урок № 22

10.

П/р №16 «Знакомимся с компьютерными сетями».

Урок № 24

11.

П/р № 17 «Путешествие по страницам Интернета»

Урок № 24

12.

П/р №18 «Поиск в Интернете».

Урок № 25

13.

П/р №19 «Выбор профессии и трудоустройство через
Интернет».

Урок № 26

14.

П/р № 20 «Исследование алгоритмов и программ»

Урок № 30

15.

П/р № 21 «Способы представления графов»

Урок № 31

16.

П/р № 22 «Поиск в глубину»

Урок № 31

17.

П/р № 23 «Поиск в ширину»

Урок № 31


Наверх

Дата последнего изменения на сайте: 05.05.2025

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».