Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145
с углубленным изучением отдельных предметов
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением
отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебная книга»
(2,3,4 классы)
Автор составитель:
Вийра Л.А. , учитель начальных классов
г.Екатеринбург
2023 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Волшебная книга» составлена на основе
программы Виноградовой Н.Ф. «Сборник программ внеурочной деятельности»
(программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. //
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. М.: Вентана- Граф, 2011. - 168с.) в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, с
учётом результатов ООП школы.
Программа адресована обучающимся 2- 4 классов и рассчитана на 33 - 34 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Актуальность, практическая и социальная значимость данного курса состоят в том,
что программа способствует расширению читательского пространства растущего
человека, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных
возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- читателя,в постижении норм
человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития,
предполагает активное включение в творческий процесс обучающихся, родителей,
учителей, классных руководителей.
Цель программы:
создать условия для развития читательской грамотности, интереса к чтению книг и
расширения читательского кругозора; для умений и навыков получения необходимой
информации из разных источников, обогащения нравственно – эстетического опыта
ребёнка через изучение литературных текстов
Задачи:
расширение литературно-образовательного пространства учащихсяначальных
классов;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учитьстроить с ними
отношения;
прививать детям стремление к постоянному познанию;
расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров
разнообразных по содержанию и тематике;
формирование активного читателя, владеющего прочными навыкамичтения;
формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитиеинтереса к
творчеству писателей;
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и
заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к
восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель
овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе
общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Волшебный мир книг» дает возможность обучающимся
использовать полученные знания и умения на уроках литературного чтения для
самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему
школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать
необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий
(справочных, энциклопедических).
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые
открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Волшебная книга» рассчитана на 4 года обучения, для
обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный
мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на
уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской
деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами
книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Формы и виды деятельности:
игровая;
познавательная;
краеведческая;
литературные игры;
конкурсы-кроссворды;
сюжетно - ролевые игры;
библиотечные уроки;
уроки-спектакли;
путешествия по страницам книг;
просмотр мультфильмов;
посещение выставочных залов и музеев;
походы в театр;
посещение библиотек;
праздники.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять
каталожную карточку
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний;
овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение
социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Второй уровень результатов - формирование ценностного отношения к социальной
реальности; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Третий уровень результатов-получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия-школьник может приобрести опыт общения с представителями
других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический
опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Формы и методы работы
практические занятия;
игра, загадка, сказка, рассказ;
диалог;
игровые ситуации;
наблюдение;
практикумы;
литературные игры;
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки;
путешествия по страницамкниг;
уроки-спектакли;
литературные викторины;
проекты.
Содержание курса внеурочной деятельности ( 2 класс)
Устное народное творчество
Фольклор прошлых веков – величайшее богатство русского народа, совершенное
творение многих веков, неотъемлемая часть нашей художественной культуры. Фольклор
и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Искусство
народа внушает уверенность в свершении самых дерзновенных мечтаний. Оно учит
человека ценить жизнь и делает стойким в борьбе с ложью, неправдой, корыстью.
С устным народным творчеством русского народа учащиеся знакомятся с первой
услышанной в детстве песни, сказки, в первой игре. Устное народное творчество имеет
и другое название – фольклор, т.е. народная мудрость, народное знание. Работаем с
загадками в стихах, с загадками о животных.учимся отгадывать загадки,путешествуем по
сказкам-приключениям,по забавным стихам,узнакм по фрагментам
текста,рисункасказку.Знакомимся со сказочными числами, волшебными помощниками в
сказках.
Фольклорные произведения сопровождали и сопровождают человека всю его жизнь.
Поэтому так важно закрепить знание этого жанра. И насколько интереснее и проще
учащимся запоминать множество пословиц, поговорок, загадок именно в игровой форме,
форме весёлых групповых занятий. Дети знакомятся с жанрами устного народного
творчества, учатся пониманию народной мудрости, обогащают свой словарный
запас,читая, слушая.инсценируя русские народные сказки( «Волк и лиса», «Колобок»,
«Морозко» .»Умелец да рукоделец и себе и людям радость приносит» и др.).
Русские писатели детям
Задача этой темы состоит в том, чтобы расширить круг чтения
учащихся(произведения Чуковского К.И., А.Барто.
С.Я.Маршака).сформировать интерес к произведениям русской
классической литературы (знакомство со сказками А.С.Пушкина. Со сказками
К.И.Чуковского, досказать словечко из произведений А.Барто), развить на
лучших образцах русской классики художественный вкус школьников, закрепить
полученные на уроках по основному курсу знания и
умения. Уроки эти помогут школьникам через просмотры мультфильмов и
последующие обсуждения глубже понять нравственные ценности, которые несут в
себе эти произведения.
Игровая подача материала и совместная работа по его закреплению через викторины,
конкурсы, дискуссии помогут учащимся научиться находить главную мысль в сказке,
находить признаки народных сказок в литературных; лучше приблизит их к осознанию
понятия «Родина», представлению о проявлении любви к Родине в русской литературе,
любви к родной природе через чтение произведения В.Бианки, Н.Сладкова,Е.Чарушина,
Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева). На основе произведений русских
писателей(К.Д.Ушинского,А. Майкова,Ф.Тютчева), через интересные познавательные
занятия можно открыть путь к сердцу и уму детей, привить любовь к русской
классической литературе, воспитать любовь к русским обычаям и традициям.
Зарубежные писатели детям
С детских лет мы храним в памяти образы героев любимых сказок: Красной Шапочки,
Кота в Сапогах, Алисы из Страны Чудес, Винни-Пуха… Мы отправимся в
фантастические путешествия с героями А.Милна, постигнем человеческую мудрость с
Маленьким Принцем. Беспредельная воля воображению дана в сказках Андерсена
(«Снежная королева»,»Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине»).
Они полны чудес, в особенности – волшебные сказки. Схожесть тем и героев
прослеживается в произведениях зарубежных писателей разных стран.
Самостоятельная и групповая работа при обсуждении книг Милна, Андерсена,
братьев Гримм, Шарля Перро, Д.Толкиена, а также закрепление знаний в различных
конкурсах поможет учащимся познакомиться с разнообразием героев. Научит чётче
осознавать мотивации поведения героев, проводить анализ поступков героев с точки
зрения норм морали страны, которая описывается в произведении. В викторинах дети
смогут сопоставить понимание разницы поведения героя из восточной сказки с
поведением английского персонажа. На основе произведений зарубежных писателей дети
должны приобрести понятия толерантности, понимания особенностей людей разных
народов и стран.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
(2 класс)
№
1
2
3
4
Название раздела
Вводный урок
Устное народное творчество
Русские писатели детям
Зарубежные писатели детям
ИТОГО
Количество часов
1
12
11
10
34
Календарно-тематическое курса внеурочной деятельности
( 2 класс)
№
Тема
п/п
занятия
Количество
часов
1
Вводный урок.
1
2
Богатырские сказки. Былины.
1
3
«Тебе смешно, а мне до сердца дошло». Пословицы и поговорки.
1
4
Загадки в стихах.
1
5
Загадки о животных.
1
6
«Учись отгадывать загадки».
1
7
Из какой сказки отрывок?
1
8
Русские народные сказки.
1
9
Русские народные сказки.
1
10
«Умники и умницы».
1
11
«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна».
1
12
О хвастовстве. «Худому делу - худой конец».
1
13
Волшебные сказки. «Умелец да рукодельник и себе и людям
радость приносит».
1
14
Забавные стихи. «Не любо - не смейся, и другим не мешай».
1
15
«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».
1
16
Русские народные сказки. «Из какой сказки?»
1
17
Сказочные числа.
1
18
Волшебные помощники.
1
19
О дружбе настоящей и мнимой. «В глаза любит, а за глаза
губит».
1
20
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
1
21
А.С.Пушкин. «Сказка о золотой рыбке».
1
22
По мотивам произведений Пушкина.
23
«Допиши меня». По сказкам А.С. Пушкина.
24
Стихи о детях и для детей С.Маршака, А. Барто, С.Михалкова.
1
25
Сказки Чуковского.
1
26
«Доскажи словечко». По стихотворениям А.Л. Барто.
1
27
Знай и люби родную природу.
1
28
Рассказы о животных. «Знания - наблюдениям сродни».
1
29
Восточные сказки. Сказочные герои: Али-баба, Синдбадмореход, Алладин.
1
30
Сказки братьев Гримм.
1
31
Г.Х.Андерсен. Сказки.
1
32
«Какая это сказка». По сказкам Г.Х. Андерсена.
1
33
Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или туда и обратно».
1
34
Любимые книги, любимые писатели.
1
1
Содержание курса внеурочной деятельности
(3-4 класс)
Книги о природе и человеке(4 ч)
М.Пришвин «Гаечки», Р.Киплинг «Маугли», Б.Житков «Мангуста»
М.Пришвин «Рождение кастрюльки
Весёлые истории (2 ч)
М.Зощенко «Глупая история. И. Сухин «Вот такой затейник»
Произведения о приключениях(2 ч)
И.Сигсгорд « Палле один на свете»
А. Погорельский «Чёрная курица» (инсценирование)
Книжки с моей полки (9 ч)
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», А.Гайдар «Тимур и его команда», И. Тургенев
«Капля жизни» А.Милн «Непослушная мама»
В. Дуров «Наша Жучка», «Приключения Толи Клюквина»
Русская литература (7 ч)
П. Бажов «Огневушка-поскакушка», А. Волков «Волшебник изумрудного города»,
Стихотворные сказки
В. А. Жуковский«Сказка о царе Берендее»
Стихи о природе. Страницы русской классики.
Ф.Тютчев, И.Суриков, Т.Лихоталь «Синяк» (литературный ринг)
Волков А.М. «Огненный бог Марранов»
Зарубежная литература (4 ч)
А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»
«Пеппи длинный чулок», Э.Браун «Сипсик, Р.Распе «Самый правдивый человек на
земле», Гауф В. Маленький Мук (викторина)
Книга — лучший подарок (4 ч)
«Поэтическая переменка: современная поэзия для детей»
Ценностное отношение к книге, к поэзии (читательская конференция)
Мини- проекты « Современная поэзия для детей» (работа в группах)
Защита проекта « Современная поэзия для детей» (проектная деятельность)
Человек и его дело (2 ч)
Работаем над проектом «Хлеб — всему голова» Яковлев Ю. «Цветок хлеба»,
Паустовский К. «Теплый хлеб»,
Защита проекта «Хлеб всему голова» (работа в группах)
Сказка ложь, да в ней намек… (2 ч)
Сказка на экране. Просмотр художественного фильма "Морозко" по одноименной
русской народной сказке».
бсуждение художественного фильма "Морозко" по одноименной русской народной
сказке».
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». (проектная
деятельность).
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
(3-4 класс)
№
Темы
п/п
разделов
Количество часов
1
Книги о природе и человеке
4
2
Веселые истории
2
3
Произведения о приключениях
2
4
Книжки с моей полки
9
5
Русская литература
7
6
Зарубежная литература
3
7
Книга — лучший подарок
3
8
Человек и его дело
2
9
Сказка ложь, да в ней намек…
2
Итого
34
Календарно-тематическое курса внеурочной деятельности
№
Тема
п/п
занятия
Количество
часов
1
М.Пришвин «Гаечки»
2
Р.Киплинг «Маугли»
3
Б.Житков «Мангуста»
4
М.Пришвин «Рождение кастрюльки»
5
М.Зощенко «Глупая история»
1
6
И.Сухин «Вот такой затейник»
1
7
И.Сигсгорд « Палле один на свете»
1
8
. Погорельский «Чёрная курица»
1
9
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
1
10
А.Гайдар «Тимур и его команда»
1
1
11
И. Тургенев «Капля жизни»
1
12
А.Милн «Непослушная мама»
1
13
В. Дуров «Наша Жучка»
1
14
«Приключения Толи Клюквина»
1
15
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома
1
16
Мифы и легенды древней Греции.
1
17
«Рождение героя», «Геракл в Фивах»
1
18
Детские энциклопедии о растениях, животных, географии,
истории
1
19
П. Бажов «Огневушка-поскакушка»
1
20
А. Волков «Волшебник изумрудного города»
1
21
Стихотворные сказки. В. А. Жуковский«Сказка о царе Берендее»
1
22
Стихи о природе. Страницы русской
классики.Ф.Тютчев,И.Суриков
Т. Лихоталь «Синяк»
1
23
24
Волков А.М. «Огненный бог Марранов»
1
25
Погодин Р.П. «Книжка про Гришку»
1
26
Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»
1
27
«Пеппи длинный чулок»
1
28
Э.Браун «Сипсик»
1
29
Гауф В. Маленький Мук
1
30
«Поэтическая переменка: современная поэзия для детей»
1
31
Ценностное отношение к книге, к поэзии.
1
32
Мини- проекты « Современная поэзия для детей»
1
33
Защита проекта « Современная поэзия для детей»
1
34
Защита проекта «Хлеб всему голова»