Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов)
620041 г. Екатеринбург, ул. Пионеров, 10а, тел. /факс: (343) 341-49-00
электр. почта: soch145@eduekb.ru сайт http://школа145.екатеринбург.рф
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением
отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
(9 классы)
Автор составитель:
Яковлева Ж.Л., учитель математики
2023 г.
Пояснительная записка
Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во
всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на
требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано
обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих
способностей, возможностей и интересов. Этоуказывает на необходимостьизменений
ворганизациииуправлении образовательнымпроцессом.
Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной
,творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные
тайныбытиярождаются нашкольной скамье.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не
происходит само собой: для того, чтобы ученик 9 класса начал в серьез заниматься
математикой, необходимо, что бы он почувствовал, что
размышлениянадтрудными,нестандартнымизадачамимогутдоставлятьрадость.
Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении,
наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся
в доказательстве. Темсамым создаются условия для выработки у учащихся потребности в
рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на
познавательном интересе учащихся ,который следует поддерживать и
направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще
учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний
по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах.
Цель курса: создание эмоционально-психологического фона
восприятияматематики и развитие интереса к ней,
любознательности, смекалки, повышениелогическойкультурыи
грамотностиречиобучающихся, развитие
наблюдательности,умениянестандартномыслить.
Задачи:
1. Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия для развития
творческогопотенциалаличноститакихшкольников.
2. Разработатьнаучнометодическоеобеспечениедиагностики,обученияиразвитияодаренных детей.
3. Дать учащимсяконкретные представления о взаимосвязях математики,
других наук ипрактики, являющихся движущими силами самой математики и
позволяющими математикевоздействоватьнадругиенауки ипрактики.
4. Дать возможность учащимся воспринимать математику как важную
часть
системынаук,культурыиобщественнойпрактики,пониматьсутьматематизациинау
кипрактики.
5. Формироватьмотивациюипознавательныйинтерес учащихся.
В соответствии с учебным планом школы в 9 классе изучается курс
«Занимательная математика»,который имеет свои самостоятельные
функции.
Данныйкурснаправленна:
- развитиевоображенияиэмоциональнойсферыучащихся;
- последовательноеприобщениекнаучнохудожественной,справочной,энциклопедическойлитературеи
развитиенавыковсамостоятельной работы сней;
- формирование гибкости, самостоятельности ,рациональности, критичности
мышления;
- формированиеобщеучебных уменийинавыков;
- развитиеобщихгеометрическихпредставленийучащихся;
- развитиеспособностиприменениязнанийвнестандартныхзаданиях.
На изучение курса«Занимательная математика» отводится 34 часа(1час в неделю).
Формыиметодыпроведениязанятий
Изложениетеоретическогоматериалафакультативныхзанятийможетосущес
твлятьсясиспользованиемтрадиционныхсловесныхинаглядныхметодов:расска
з,беседа,демонстрациявидеоматериалов,наглядногоматериала,атакжеинтерне
т ресурсов.
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие
формыорганизацииработы:групповая,парная,индивидуальная.
Методыработы:частичнопоисковые,эвристические,исследовательские,тренинги.
Ведущееместоприпроведениизанятийдолжнобытьуделенозадачам,развивающ
им
познавательную
и
творческую
активность
учащихся.
Изложениематериаламожетосуществлятьсясиспользованиемактивныхметодо
вобучения.
Важнымусловиеморганизациипроцессаобучениянафакультативныхзанятияхя
вляетсявыборучителемрациональнойсистемыформиметодовобучения,
еѐ
оптимизация
с
учѐтом
возрастных
особенностей
учащихся,
уровняматематическойподготовки,атакжеспецификиобразовательныхивоспит
ательных задач.
Формыорганизациидеятельностиобучающихся:
индивидуально-творческаядеятельность;
творческаядеятельностьвмалойподгруппе(3-6человек);
коллективнаятворческаядеятельность,
работанадпроектами,
учебно-игровая деятельность (познавательные игры,
занятия);игровойтренинг;
конкурсы,турниры.
Планируемыерезультатыосвоения
курса.
Занятиябудутспособствоватьсовершенствованиюиразвитиюматематическихзнани
йиумений, формированию интереса и мотивации к предмету, повышению
уровняматематическойкультуры,формированиюуниверсальных
учебныхдействий(УУД).
Результатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности
Личностными результатами изучения курса «Занимательная
математика» являютсяследующиеумения и качества:
уметьясно,точно,грамотноизлагатьсвоимысливустнойиписьменной
речи,пониматьсмыслпоставленнойзадачи,
уметьраспознаватьлогическинекорректныевысказывания,отличатьгип
отезуотфакта, вырабатывать критичность мышления; выстраивать
аргументацию, приводитьпримерыи контрпримеры;
представлять математическую науку как сферу человеческой
деятельности,представлять этапы её развития и значимость для развития
цивилизации вырабатыватькреативность мышления, инициативу,
находчивость, активность при решенииматематических задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической
деятельностивырабатыватьспособностькэмоциональномувосприятиюматематиче
скихобъектов,задач,решений,рассуждений;
формированиепредставленийоматематикекакчастиобщечеловеческойкул
ьтуры,означимостигеометриивразвитиицивилизацииисовременногообщества;
Метапредметнымирезультатамиизучениякурса«Занимательнаяматематика»яв
ляетсяформирование универсальныхучебных действий (УУД):
РегулятивныеУУД:
самостоятельнообнаруживатьиформулироватьпроблему;
выдвигатьверсиирешенияпроблемы,осознаватьконечныйрезультат,выбира
тьсредствадостиженияцели изпредложенных,атакжеискатьихсамостоятельно;
составлять(индивидуальноиливгруппе)планрешенияпроблемы;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при
необходимости исправлятьошибкисамостоятельно.
ПознавательныеУУД:
формировать представление о геометрии как сфере человеческой
деятельности,значимостивразвитиицивилизации;
проводитьнаблюдениеиэкспериментподруководствомучителя;
осуществлятьрасширенныйпоискинформациисиспользованиемре
сурсовбиблиотеки Интернета;
использоватькомпьютерныеикоммуникационныетехнологиидляд
остижениясвоиханализировать,сравнивать,классифицироватьиобобщать
фактыиявления.
КоммуникативныеУУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общиецели,договариваться другсдругоми т.д.);
вдискуссии уметьвыдвинутьаргументыиконтраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с
достоинством признаватьошибочность своегомнения
икорректироватьего;
понимая позицию другого, различать в его речи:мнение (точку
зрения),доказательство(аргументы),факты (гипотезы,аксиомы,теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьмииныхпозиций.
Содержаниепрограммы
Занимательныезадачи.
Решениезадач-шуток,задачзагадок.Решениематематическихголоволомок,ребусов.Выявлениезакономерност
ей,алгоритмов.Выявлениеалгоритмоврешенияпримеровнасложение,вычитание,у
множение,делениемногозначныхчиселспропущеннымисимволами.Решениелоги
ческихзадачтипа«Ктоестькто?»путёмграфовитаблиц.Решениезадачнапереливани
яи взвешиванияпутёмпроб.
Решение задач на проценты. Степень. Решение задач на сравнение
астрономических чисел,горениебез пламени ижара, сколько весит воздух.
Логикавматематике.
НЕ", "И", "ИЛИ" в математических высказываниях, необходимые и достаточные
условия.Верныеиневерныевысказывания.Необходимыеидостаточныеусловия.Пр
ямыеиобратныеутверждения.
Понятие софизма. Знакомство с математическими софизмами, нахождение
ошибок в логикерассуждений. Решение простейших задач на планирование.
Понятие графа. Использованиеграфовпри решениизадач.
Комбинаторика.
Понятие чётности. Решение задач с использованием чётности и нечётности,
разбиения
напары.Подсчётвозможныхвариантов.Сочетания.Понятиефакториала.Перестано
вки.Решениеразличныхкомбинаторныхзадач.Решениезадачспомощьюграфов.За
дачаоклеткахи кроликах. Решениезадач.
Геометрическиезадачи.
Решение задач со спичками, логических задач геометрического содержания.
Решение задачна разрезание по заданным условиям. Решение задач на
вычерчивание
заданных
фигур,
неотрываякарандашаотбумаги.Выявитьзакономерностивозможностииневозмож
ноститаких построений. Решение задач на построения с помощью чертёжного
угольника
и
(или)циркуля.Построениясограничениями.Решениегеометрическихзадачнаместн
ости(пришкольномучастке):определениевысотытрубы,определениешириныпред
полагаемогоозера(лужи).Знакомствосразнообразиемкривых.Знакомствосгеометр
ическимисофизмами,нахождениеошибоквлогикерассуждений.
Тематическоепланирование.
№
Названиераздела
Кол-вочасов
1
Занимательныезадачи.
2
Логикавматематике.
8
3
Комбинаторика.
6
4
Геометрическиезадачи.
8
Всего
34
Календарно- тематическое планирование
Номер
недели
1
2
3
12
Количество
уроков
1
1
1
Темазанятиявнеурочнойдеятельности
Раздел№1.Занимательныезадачи.
Вводноезанятие.
Занимательныезадачи.
Волшебныеквадраты.Числовыеребусы.
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
14
15
16
17
18
19
20
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
Зашифрованныедействия.
Задачи,решаемыебезвычислений.
Задачи,решаемыебезвычислений.
Некоторыестаринныезадачи.
Решениелогическихзадач.
Решениезадачнасравнениеастрономическихчисел.
Переливания.Взвешивания.Решениезадачпутёмпроб.
Проценты.Решениезадачнапроценты.
Пятоематематическоедействие.
Раздел№2.Логикавматематике.
Математическиевысказывания.
Прямыеиобратныеутверждения.
Математическиесофизмы.
Задачинапланирование.
Применениеграфовкрешениюлогическихзадач.
Математическаясказка.
Математическаясказка.
Четность,нечетность,разбиениенапары.
Раздел№3.Комбинаторика.
Комбинаторика.Решениекомбинаторныхзадач
Комбинаторика.Решениевероятностныхзадач
Комбинаторика.Решениезадач
ПринципДирихле.Решениезадач
Задачаоклетках икроликах
«Математическиймарафон»
Раздел№4.Геометрическиезадачи.
Геометрическиеголоволомки
Разрезаниеначасти
Вычерчиваниефигуроднимросчерком
Задачинапостроения
Решениепрактическихзадач.
Замечательныекривые.
Геометрическиесофизмы.
Геометрическаявикторина.