Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов)
620041 г. Екатеринбург, ул. Пионеров, 10а, тел. /факс: (343) 341-49-00
электр. почта: soch145@eduekb.ru сайт http://школа145.екатеринбург.рф
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История России в лицах»
(общеинтеллектуальное направление)
(10, 11 классы)
Автор составитель:
Волкова М.М., учитель истории
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются
Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах
развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству,
в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной
и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
—
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «История России в лицах. XX – начало XXI вв.» дополняет и
углубляет курс «История России» помогая реализации воспитания учащихся в духе
патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому
государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и
народами.
Курс «История России в лицах. XX – начало XXI вв.» в 10,11 классе,
преподаваемый в объеме не менее 34 часов, в полной мере позволяет развить способности
учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях
и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности. В конце курса
предусмотрено итоговое повторение, которое используется для повторения слабо
изученного материала, для устранения пробелов в знаниях, для решения практикоориентированных задач и для решения нестандартных заданий по теме
ФОРМЫ УЧЁТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа составлена с учетом модуля «Школьный урок» Программы
воспитания МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением отдельных предметов в
котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию
воспитательного потенциала урока.
Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные
технологии:
технология присоединения;
технология развития целостного восприятия и мышления;
технология развития чувствования;
технология развития мотивации;
технология развития личности;
технология развития группы;
технология развития ресурса успеха.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 час)
Исторический портрет и политический портрет: общее и особенное
Российские исторические деятели XX–XXI вв. (30 часов)
Николай II и крушение Империи. Российские реформаторы С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
Творцы «серебряного века». Профессиональные революционеры и провокаторы. В. И.
Ульянов (Ленин) – вождь страны Советов. Культ личности Сталина. «Оттепель»: Н. С.
Хрущёв. А. Н. Косыгин: попытка спасти систему. Эпоха «застоя» и разрядки: Л. И.
Брежнев. Советские лидеры на закате эпохи. Диссиденты: противостояние власти и
общества в СССР. «Магнитофонная революция». М. С. Горбачёв: ускорение и перестройка.
Феномен Б. Н. Ельцина. Лидеры новой России – выбор XXI века.
Защита проекта (3 часа)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Действующий образовательный стандарт включает в качестве обязательного требования
обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников.
Предмет история тесно связан с обществознанием, географией, литературой, правом,
музыкой и другими предметами. Чтобы сформировать у учащихся УУД на уроках истории
используется проблемное, развивающее, личностно-ориентированное обучение, игровая
технология, технология критического мышления, использование ИКТ.
Метапредметные связи имеют особое значение для формирования общественно-научных
понятий. Но при этом понятие не просто дублируется, а углубляется. Метапредметные
связи позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение
материала
без
дополнительных
временных
затрат,
реализовать
взаимную
систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в
повседневной жизни. В процессе изучения курса истории решается задача поиска
возможных точек соприкосновения учебных предметов, реализуется широкое
сотрудничество предметов на уроках истории, обществознания, географии, литературы,
информатики через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной
деятельности, расширяется кругозор учеников и повышается их метапредметная
компетентность.
Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных предметных
областей. При метапредметном подходе в определённой степени преодолеваются строгие
рамки предметов, устанавливаются общие для учебных предметов темы, которые ведут к
реализации целей более высокого уровня.
В зависимости от дидактических целей метапредметные компетенции можно
рассматривать с точки зрения: общности методов и приёмов; форм преподнесения знаний;
формирования умений и навыков; общности предметов в плане развития интеллектуальнопознавательных
способностей учащихся; воспитания креативной активности и самостоятельности в
учебной деятельности.
Все темы курса могут быть рассмотрены на занятиях на основе метапредметных связей с
целью развития ключевых компетенций учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение учебного предмета «История России. Всеобщая история» должно обеспечивать
достижение на уровне среднего общего образования следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения освоения внеурочного курса по предмету «История
России в лицах. XX – начало XXI вв» включают следующие умения и навыки:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии
по исторической тематике
6) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных
дисциплин, представлений об историографии;
7) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в
мировой истории;
8) владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
9) сформированность умений оценивать различные исторические версии.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
В преподавании истории основная задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать
учащихся процессом познания, научить их ставить вопросы и пытаться найти на них
ответы, объяснять результаты и делать выводы. При включении исследовательской
деятельности в процессе обучения, прежде всего, необходимо проанализировать условия
ее реализации:
•
диалогическое взаимодействие ученика и педагога;
•
компетентность педагога;
•
способности учащихся;
•
грамотная организация учебного исследования.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности могут быть как урочными,
так и внеурочными. Учебные исследования на уроках делают процесс изучения истории
интересным, увлекательным, так как они дают возможность детям в результате
наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода –
познание нового.
Примерные темы проектов соответствуют календарно-тематическому планированию по
внеурочному курсу «История России в лицах. XX – начало XXI вв».
Система оценки результатов
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих
работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
Индивидуальный проект рекомендуется оценивать по следующим критериям:
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Количество
часов
Форма проведениязанятий
1
Исторический портрет и
политический портрет: общее
и особенное
1
Групповаяработа
2-3
Николай II и крушение
Империи
2
Групповаяработа
Российские реформаторы С.
Ю. Витте и П. А. Столыпин
2
Творцы «серебряного века»
2
4-5
6-7
Практикум
Групповаяработа
Практикум
Групповаяработа
Практикум
Профессиональные
революционеры и
провокаторы
2
1011
В. И. Ульянов (Ленин) –
вождь страны Советов
2
1213
Культ личности Сталина
2
1415
«Оттепель»: Н. С. Хрущёв
1617
А. Н. Косыгин: попытка
спасти систему
8-9
Групповаяработа
Практикум
Групповаяработа
Практикум
Групповаяработа
Практикум
2
Групповаяработа
Практикум
2
Групповаяработа
Практикум
1819
Эпоха «застоя» и разрядки: Л.
И. Брежнев
2
Групповаяработа
2021
Советские лидеры на закате
эпохи
2
2223
Диссиденты: противостояние
власти и общества в СССР
2
2425
«Магнитофонная революция»
2
2627
М. С. Горбачёв: ускорение и
перестройка
2
2829
Феномен Б. Н. Ельцина
2
3031
Лидеры новой России – выбор 2
XXI века
Групповаяработа
3234
Защита проекта
Практикум
Практикум
Групповаяработа
Практикум
Групповаяработа
Практикум
Групповаяработа
Практикум
Групповаяработа
Практикум
Групповаяработа
Практикум
3
Практикум