РП Биология в вопросах ответах 9, 10,11 класс

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов)
620041 г. Екатеринбург, ул. Пионеров, 10а, тел. /факс: (343) 341-49-00
электр. почта: soch145@eduekb.ru сайт http://школа145.екатеринбург.рф

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением
отдельных предметов
Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением
отдельных предметов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Биология в вопросах и ответах»
(общеинтеллектуальное направление)
(9, 10, 11 классы)

Автор составитель:
Данчина В.Е.
учитель биологии

2023 г.

Пояснительная записка







Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биология в вопросах и ответах» в
9,10, 11 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО, Примерной основной образовательной
программой ООО,рассчитанного на 34 часа.
Проведения занятий предусматривает только теоретический курс, практические работы
не запланированы.
Цель курса:
Формирование, обобщение и расширение знаний учащихся по курсу биологии, развитие
целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.
Задачи курса:
расширить и углубить знанияпо некоторым вопросам курса биологии;
повторить и закрепить основные понятия и термины из курса;
формировать умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать
информацию из различных источников;
развивать интерес к предмету;
содействовать профессиональной ориентации учащихся.
Содержание курса позволяет использовать различные формы работы:
лекции
семинарские занятия
коллективные занятия
возможность получения знаний через современные источники знаний
Предполагаемые результаты:
- данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за
курс основной школы.
- умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.
Инструментарий для оценивания результатов:
Тестовый итоговый контроль по биологии за курс основной школы рассчитан на 1 час и
включает задания с выбором ответа, задания со свободным ответом, позволяющий
выявить умения учащихся применять теоретические знания по биологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
курса внеурочной деятельности «Биология в вопросах и ответах» 9,10, 11 класс
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной

литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма
человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и
приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на
живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных,
растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных
растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека
растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения
клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные
иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за
состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
курса внеурочной деятельности «Биология в вопросах и ответах» 9,10,11 класс
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
Биология как наука. Методы изучения биологии. Краткая история биологии. Биологические
науки. Источники научных сведений.
I. РАСТЕНИЯ (4 ч.).
Строение и жизнедеятельность клеток.
Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов
(грибы, растения). Сравнительная характеристика Ядерных доядерных организмов.
Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией.Строение корня и его
роль в поглощении воды и минеральных веществ. Строение корневых систем. Видоизменение
корней, их биологическое и хозяйственное значение.
Побег и побеговые системы. Боговые конусы нарастания – листья, почки. Особенности
строения листа, связанные с осуществлением процесса фотосинтеза. Различные виды стеблей.
Устьица, чечевички, их роль в газообмене.
Репродуктивные органы растения. Цветок, его строение и значение в образовании семян и
плодов. Способы опыления. Классификация соцветий. Типы плодов и различные способы
распространения.
Бесполое размножение растений разных жизненных форм.
Размножение – характерный признак всех живых организмов. Значение размножения.
Размножение спорами. Вегетативное размножение растений, его значение. Способы
вегетативного размножения растений в природе. Метод получения растений с нужными
свойствами и с помощью культуры тканей.
Биология семенного размножения. Семя – как орган полового размножения. Строение
пыльцевых зерен и семязачатка. Цикл воспроизведения и семенное размножение у
голосеменных. Двойное оплодотворение. Значение оплодотворения и полового процесса для
процветания цветковых растений.
Водоросли – самые простые растения. Их происхождение, особенности строения и
жизнедеятельности, метсо в системе органического мира, в экосистеме.
Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений
Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с
семенными растениями.
Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы –
лишайники. Строение и жизнедеятельность грибного организма. Место грибов в системе
органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания.
Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком
для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, из использование человеком.
Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания.
Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.

II. ЖИВОТНЫЕ (4 ч)
Животные, состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее
строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение,
размножение, инцистирование.
Двухслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность
кишечнополостных, как двухслойных многоклеточные с лучевой симметрией. Бесполое и
половое размножение. Роль в природных сообществах.
Самые простые трехслойные животные:Плоские черви, сосальщики, ленточные
черви.Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с
образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.
Кольчатые черви и их многообразие. Биологические и экологические особенности.
Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека
Многоножки
и
насекомые.
Ракообразные.
Паукообразные.Многообразие
классов
членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и
развитие.
Тип иглокожих: строение, среда обитания, размножение.
Тип хордовых: Ланцетние. Практическое значение.
Рыбы – жители воды.Многообразие: хрящевые, костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение
рыб. Приспособленность рыб к среде обитания.
Вышедшие на сушу – амфибии. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда
обитания, образ жизни. Биологические особенности, питание, дыхание, размножение.
Рептилии – предки птиц.Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания,
приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в
природе.
Покорители воздуха – птицы.Разные экологические группы птиц. Приспособленность к среде
обитания. Биологические особенности. Размножение птиц. Сравнительная характеристика
птиц.
Цари природы – млекопитающие.Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов
млекопитающих. Строение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение.
Происхождение млекопитающих.
III.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (7ч.)
Место человека в системе органического мира. Биосоциальная природа человека, отличие
человека и сходство с приматами и млекопитающими.
Гуморальная регуляция. Гормоны и их роль в регуляции деятельности организма. Нарушения
гуморальной регуляции.
Нервная регуляция. Нейрон – структурная и функциональная единица.
Состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей. Первая помощь при
ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. Основные нервной системы. Рефлекс –
основа нервной регуляции. Условные и безусловные рефлексы, их роль в жизни человека.
Биологическое значение торможения. Нарушения нервной регуляции. Особенности высшей
нервной деятельности.
Органы чувств. Анализаторы. Звенья анализаторов. Взаимозаменяемость анализаторов.
Система опоры и движения. Группы мышц. Работа мышц, влияние ритма и нагрузки на работу
мышц.
Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа, межклеточная жидкость. Форменные элементы и
особенность их строения. Органы кровообращения: Сердце, его строение и работа. Экология и
гигиена сердечно-сосудистой системы.
Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в учении об иммунитете. Предупредительные
прививки.Борьба с инфекционными заболеваниями. Что такое СПИД.
Строение и функции дыхательной системы.Полость носа, гортань, трахея, бронхи. Экология
органов дыхательной системы. Первая помощь при остановке дыхания – сердечно-легочная
реанимация. Болезни органов дыхания. Вред курения. Сердечно-легочная реанимация.
Строение и функция пищеварительной системы.
Полость рта, пищевод, желудок, кишечник. Роль желез в пищеварении. Регуляция процессов
пищеварения. Режим питания.Органы пищеварительной системы и их функции.

Особенности строения мочевыделительной системы.
Образование первичной и вторичной мочи. Нефрон – структурная и функциональная единица
почек. Экология органов мочевыделения.
Итоговый контроль – 1 ч.

Тематическое планирование

Темы разделов

Количество
часов

Введение. Биология как наука

1

№ п/п
1
2

3

Раздел № 1.
Растения.

10

Животные

11

Раздел № 2.

4

Раздел № 3.
Человек и его здоровье

5

Раздел № 4.

11

Итоговый контроль

1

Всего:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».