Паспорт программы
Название программы
Автор-составитель
Вид программы
Направленность
Форма реализации
Срок реализации
Возраст обучающихся
Категория детей
Уровень освоения
программы
Краткая аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный шахматист»
Маликова Чынар Турдалиевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Модифицированная.
Составлена на основе программ:
- Программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина.
в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования и обеспечена УМК (учебники, методические
рекомендации для педагога составлены автором программы
И.С.Сухиным);
- Программы внеурочной деятельности (начальное и
основное общее образование) Горский В.А., ТимофеевА.А.,
Смирнов Д.В и др.
физкультурно-спортивная
Очная
2 года
9-11 лет (3-4 класс) – 1 год обучения,
11-13 лет(5-6 класс) – 2 год обучения
Учащиеся младшего и среднего школьного возраста
Базовый
Программа направлена на создание условий для
личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования
общей
культуры
и
организации
содержательного досуга посредством обучения игре в
шахматы. Способствует у ребенка эмоционального сознания,
улучшают память и обучают стратегии.
Основными педагогическими формами реализации
программы являются теоретические и практические занятия с
участием обучающихся в шахматных турнирах.
ДООП «Юный шахматист» рассчитана:
- на 76 часов – 1 раз в неделю по 2 занятия для групп первого
обучения;
- на 152 часа – 2 раза в неделю по 2 занятия для групп второго
года обучения.
2
1. Комплекс основных характеристик ДООП «Юный шахматист»
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» /статьи 2, 12, 13. 14, 48, 75/;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам";
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (письмо Министерства образования и науки РФ № 093242 от 15.11.2015г);
- Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014г. № 1726-р 2014г./;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М: Просвещение, 2010/;
- Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей РФ до
2020 года;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года
№ 41 "Об утверждении Сан Пин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей";
- Устав МАОУ СОШ № 145 с УИОП";
- Положение о структуре порядке разработки и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы МАОУ СОШ № 145 с УИОП;
- Положение о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся
МАОУ СОШ № 145 с УИОП.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Программа реализуется в форме кружка.
Разработана на основе:
- Программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина. в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники,
методические рекомендации для педагога составлены автором программы И.С.Сухиным);
- Программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)
Горский В.А., ТимофеевА.А., Смирнов Д.В и др.
Отличительная особенность программы заключается в том, что данная программа
направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству через обучение
игре в шахматы.
Шахматная программа по своей сути является досуговой, простой: освоение учебного
материала идёт от простого к сложному, от знакомства с элементарными понятиями игры
к постепенному расширению и углублению знаний во всех областях шахматной теории.
3
Каждое занятие, сыгранная партия, шахматная задача тщательно разбираются,
анализируются
педагогом и детьми. Исследовательская деятельность в шахматах имеет неограниченные
возможности. Каждый ребёнок становится исследователем с того момента, как научился
правильно ходить фигурами. В процессе обучения применяются разнообразные методы,
приёмы и средства: беседы, объяснения, демонстрация различных комбинаций на
демонстрационной
шахматной доске, задание по составлению комбинаций на определённую тему, наборы
карточек с упражнениями, анализ партий и др.
Новизна программы заключается:
В поэтапном освоении обучающимися, предлагаемого курса, что дает возможность
детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют
их способностям.
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий
разного уровня сложности. Данная методика повышает эффективность и
результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на
основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на
занятии.
Актуальность программы заключается в том, что увлечение шахматами увеличивает
концентрацию внимания ребенка на занятиях, делает ребенка более собранным, развивает
аналитические способности, приучает детей анализировать жизненные ситуации, делает
их более самостоятельными.
Игра в шахматы способствует развитию наглядно-образного мышления, зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремлённость.
Было доказано экспериментально, что дети, занимающиеся шахматами, лучше успевают в
школе, становятся более самостоятельными.
Шахматы способствуют формированию здорового образа жизни, воспитывают волю к
победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности. Важное значение, при
изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на
занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, партий, создания
игровых ситуаций.
Программа «Юный шахматист» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса.
Адресат программы: обучающиеся младшего, среднего школьного возраста
9-11 лет – первый год обучения, 11-13 лет – второй год обучения.. Группы
разновозрастные.
4
Срок реализации данной программы – 2 года.
Объем освоения программы: первый год обучения – 76 учебных часов в год ( 1 раз в
неделю), второй год обучения – 152 учебных часа в год ( 2 раза в неделю).
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю - 2 часа (для групп первого года
обучения) и 2 раза в неделю по 2 часа ( всего 4 часа, для групп второго года обучения)
Занятия по 45 минут с перерывом на отдых между занятиями – 10 минут.
Наполняемость групп: Количество занимающихся 10-15 человек
Группа разновозрастная. В группе занимаются мальчики и девочки.
Особенности набора обучающихся в группу: прием на обучение по ДООП «Юный
шахматист» осуществляется для всех желающих без предъявления требований к уровню
подготовки, способностям обучающихся.
Форма обучения: очная.
Фома проведения занятий:
Групповые практические занятия;
Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
Индивидуальные занятия с отдельными обучающимися;
Самостоятельные тренировки по заданию педагога;
Участие в шахматных турнирах.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы
теории и практики. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный шахматист» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории муниципального
образования «Екатеринбург» предусмотрена возможность использования образовательных
технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических
работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во
время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий,
а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры
Развивающие:
5
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности школьника;
- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
Воспитывающие:
- воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в
своих силах, самостоятельность в принятии решений.
1.2. Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
- разовьется этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживания чувствам других людей;
- разовьется интерес к изучению математики.
Личностные:
- разовьется самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- будут развиты: память, внимательность, мышление (наглядно-образное), волевые
качества личности.
Предметные:
- познакомятся с шахматными терминами и шахматным кодексом;
- научаться играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
- сформируется умение ставить мат с разных позиций;
- умение решать комбинации;
- применять элементарные тактические приемы и приемы эндшпиля.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№
п/п
Количество часов
Наименование темы
Форма контроля
Всего
теория
практ
1.
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности, по ПДД.
2
1
1
Не предусмотрено
2.
Исторические сведения.
2
1
1
3.
Шахматная доска.
4
1
3
4.
Шахматные фигуры.
4
1
3
Вопросы,
викторины,
дидактические
игры и задания
5.
Начальная расстановка фигур.
2
1
1
6
6.
Ладья. Дидактические игры задания.
3
1
2
7.
Слон. Дидактические игры задания.
3
1
2
8.
Ладья против слона.
2
9.
Ферзь. Дидактические игры задания.
4
10.
Ферзь против ладьи и слона.
4
11.
Конь. Дидактические игры задания.
3
1
2
12.
Конь против ферзя, ладьи, слона.
5
1
4
13.
Пешка. Дидактические игры задания.
3
1
2
14.
Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.
2
-
2
15.
Король. Дидактические игры задания.
2
1
1
16.
Король против других фигур.
2
17.
Рокировка.
2
1
1
18.
Ценность фигур.
2
1
1
19
Шах, мат, ничья, пат.
10
2
8
20.
Решение шахматных задач и этюд.
4
-
4
21.
Шахматная нотация.
3
1
2
22.
Шахматная партия.
6
2
4
23.
Итоговое занятие.
2
1
1
76
20
56
Итого
2
1
3
4
Наблюдение,
вопросы, загадки,
викторины,
дидактические
игры и задания
2
Вопросы,
дидактические
игры и задания
Вопросы, тесты,
викторины,
решение простых
задач,
разыгрывание
коротких партий
Содержание учебного плана программы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, по ПДД.
Теория: Обучающиеся познакомятся с правилами поведения в учреждении,
техникой безопасности, ПДД.
Тема 2. Исторические сведения.
Теория: Познакомить с игрой, историей ее возникновения, страной возникновения шахмат
– Индией.
Практика: Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки
тетушки Совы». Вопросы.
Тема 3. Шахматная доска.
7
Теория: Познакомить детей с шахматной доской. Горизонталь, вертикаль, диагональ.
Центр.
Практика: Дидактические задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ»
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория: Ознакомление шахматных фигур.
Практика: Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».
Тема
5.
Начальное положение фигур.
Теория: Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией – начальным
положением шахмат, развивать ориентирование на плоскости – шахматной доске.
Практика: Дидактические игры: «Да и нет», «Мяч». Задания: Кто быстрее расставит
начальную позицию. Исправь ошибку в расстановке позицию.
Тема 6. Ладья.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей. Место ладьи в начальном
положении. Ход ладьи. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь»
Тема 7. Слон.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – слоном. Место слона в начальном
положении. Ход слона. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь»
Тема 8. Ладья против слона.
Практика: Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
Тема 9. Ферзь.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – ферзем. Место ферзя в
начальном положении. Ход ферзя. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Лабиринт», «Кратчайший путь».
Тема 10. Ферзь против ладья и слона.
Практика: Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
Тема 11. Конь.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – конем. Место коня в начальном
положении. Ход коня. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «один в поле воин», «Лабиринт», «Кратчайший путь».
Тема 12. Конь против ферзя, ладьи и слона.
Теория: Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона.
Практика: Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Выиграй фигуру". Игра «Игра на уничтожение».
Тема 13. Пешка.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – пешкой. Место пешки в начальном
положении. Ход пешки. Взятие. Превращение пешки.
Практика: Дидактические игры: «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на
уничтожение».
Тема 14. Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня.
Практика: Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой
против ферзя, ладьи, коня, слона.
8
Тема 15. Король.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – королем. Место короля в начальном
положении. Ход короля. Взятие.
Практика: Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя.
Задание: «Защита».
Тема 16. Король против других фигур.
Практика: Дидактические задания: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного
поля".
Тема 17. Рокировка.
Теория: Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки.
Практика: Изучить три правила рокировки. Проверочная работа.
Тема 18. Ценность фигур.
Теория: Формирование у детей понимания игровой стоимости (ценности) шахматных
фигур.
Практика: Дидактические игры и задания: «Кто сильнее?», «Шахматная лесенка».
Тема 19. Шах. Мат. Пат. Ничья.
Теория: Знакомство с понятиями шах, мат, пат, ничья.
Практика: Дидактические задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Дай открытый шах»,
«Дай двойной шах». «Мат или не мат». «Дай мат в один ход». «Пат или не пат».
Тема 20. Шахматная нотация.
Теория: Умение ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись позиций.
Практика: Умение вести запись шахматной позиции.
Тема 21.Шахматная партия.
Теория: Изучение игры всеми фигурами из начального положения. Общие рекомендации
о принципах разыгрывания дебюта.
Практика: Игровые занятия. Разбор и анализ коротких партий.
Тема 22. Итоговое занятие.
Теория: Повторение программного материала.
Ожидаемые результаты после 1 года обучения:
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятия каждой фигуры;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами; и расставлять фигуры
перед игрой;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать простые задачи на мат в один
ход;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и
королём;
– записывать шахматную партию.
9
Учебный план 2 года обучения
№
Количество
часов
Наименование темы
Всего
теория
практ.
Блок 1. Введение в мир шахмат
6
3
3
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности, по ПДД.
2
1
1
1.2.
Повторение пройденного материала.
2
1
1
1.3.
Краткая история развития шахмат.
2
1
1
Блок 2. Шахматная нотация.
18
4
14
Обозначение горизонталей и вертикалей,
полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация.
4
1
3
2
1
1
Дидактические задания: «Кто быстрее»,
«Вижу цель».
Запись шахматной партии. Запись
начального положения.
Разыгрывание
учебных
партий.
Поучительные примеры.
Блок 3. Ценность шахматных фигур.
2
3.1.
3.2.
п/п
1.1.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.3.
3.4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
2
4
1
3
6
1
5
14
3
11
Сравнительная сила фигур.
2
1
1
Достижение
материального
и
позиционного перевеса.
Дидактические игры и задания: «Кто
сильнее», «Выигрыш материала».
Обобщение и закрепление материала.
6
2
4
Блок 4. Техника матования одинокого
короля.
30
5
25
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания: «Мат или
пат», «Ограниченный король».
Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания: «На
крайнюю линию», «Мат в один ход»,
«Мат в два хода».
Внутренний турнир по шахматам «Белая
ладья».
4
2
4
1
1
3
1
4
6
4
6
1
1
1
5
3
5
4
4
2
2
4
4
Форма
контроля
Вопросы,
викторины,
Вопросы,
загадки,
викторины,
дидактически
е игры и
задания
Вопросы,
викторины,
дидактически
е игры и
задания,
шахматные
задачи и
этюды
Вопросы,
тесты,
дидактически
е задания,
шахматные
задачи и
этюды
10
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
Блок 5. Достижение мата без жертвы
материала.
18
4
14
Учебные положения на мат в два хода в
дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Решение задач на мат в два хода. Защита
от мата.
Цугцванг.
6
2
4
6
1
5
2
1
1
Дидактические задания: «Объяви мат в
два хода».
Блок 6. Шахматная комбинация.
4
4
66
17
49
Достижение
мата
путем
жертвы
шахматного
материала
(матовые
комбинации).
Типы матовых комбинаций.
Дидактические задания: «Объяви мат в
два хода»
6
2
4
4
1
3
6.3.
Разрушения королевского прикрытия.
4
1
3
6.4.
Комбинации на отвлечение и завлечение.
8
3
5
6.5.
Блокировка, освобождения пространства,
уничтожения защиты.
6
2
4
6.6.
Решение задач на блокировки,
освобождения пространства,
уничтожения защиты.
6
1
5
6.7.
Шахматные комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса.
6
1
5
6.8.
Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые
комбинации и др.).
6
2
4
6.9.
Решение задач на вечный шах, пат.
6
1
5
6.10.
Итоговое соревнование «Чемпион».
4
6.11.
Конкурсы решения задач и этюд.
6
1
5
6.12.
Обобщение и закрепление программного
материала.
2
1
1
6.13.
Итоговое занятие.
2
1
1
152
36
116
6.1.
6.2.
Всего
Вопросы,
тесты,
дидактическ
ие задания,
шахматные
задачи и
этюды
Вопросы,
тесты,
дидактическ
ие задания,
шахматные
задачи и
этюды,
турниры,
разыгрывани
е партий
4
11
Содержание учебного плана программы
2 год обучения
I.
Блок 1. Введение в мир шахмат
1.1. Тема: Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности и пожарной
безопасности.
Теория: Знакомство с правилами поведения в учреждении, техникой безопасности, ПДД.
1.2. Тема: Повторение пройденного материала.
Теория: Повторение пройденного материала за первый год обучения.
Практика: Разыгрывание шахматной партии.
1.3. Тема: Краткая история развития шахмат.
Теория: История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты
мира.
Практика: Час вопросов и ответов.
Блок 2. Шахматная нотация.
2.1. Тема: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.
Теория: Изучение обозначения горизонтальных и вертикальных линий,
полей, фигур.
Практика: Умение вести запись позиций.
2.2. Тема: Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Теория: Изучение записи ходов, запись шахматной партии от начала до конца.
Практика: Умение самостоятельно вести запись шахматной партии.
2.3. Тема: Дидактические задания: «Кто быстрее», «Вижу цель».
Практика: Дидактические задания: «Кто быстрее», «Вижу цель».
2.4. Тема: Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Теория: Знакомство с записью начального положения.
Практика: Запись шахматной партии.
2.5. Тема: Разыгрывание учебных партий. Поучительные примеры.
Теория: Разбор и анализ учебных поучительных партий.
Практика: Игровая практика. Обобщение и закрепление материала.
Блок 3. Шахматная нотация.
3.1. Тема: Сравнительная сила фигур.
Теория: Знакомство с ценностями шахматных фигур.
Практика: Дидактические задания: «Кто сильнее».
3.2. Тема: Достижение материального и позиционного перевеса. Способы защиты.
Теория: Изучение достижения материального и позиционного перевеса во время парии.
Практика: Анализ и разбор учебных позиций.
3.3. Тема: Дидактические игры и задания: «Кто сильнее», «Выигрыш материала».
Практика: Дидактические игры и задания: «Кто сильнее», «Выигрыщ материала».
3.4. Тема: Обобщение и закрепление материала.
Практика: Обобщение и закрепление материала.
Блок 4. Техника матования одинокого короля.
4.1. Тема: Две ладьи против короля.
12
Теория: Изучить технический приём в эндшпиле мат двумя ладьями одинокого короля.
Практика: Учебно-тренировочное занятие.
4.2. Тема: Ферзь и ладья против короля.
Теория: Изучение матования одинокого короля с ферзем и ладьей.
Практика: Решение задач и этюд.
4.3. Тема: Дидактические игры и задания: «Мат или пат», «Ограниченный король».
Практика: Дидактические игры и задания: «Мат или пат», «Ограниченный король».
4.4. Тема: Король и ферзь против короля.
Теория: Изучить технический приём в эндшпиле мат ферзём и королём одинокого короля.
Практика: Практическая игра. Решение задач и этюд.
4.5. Тема: Король и ладья против короля.
Теория: Изучить технический приём в эндшпиле мат ладьей и королём одинокого короля.
Практика: Решение задач и этюд.
4.6. Тема: Дидактические игры и задания: «На крайнюю линию», «Мат в один ход»,
«Мат в два хода».
Практика: Дидактические игры и задания: «На крайнюю линию», «Мат в один ход»,
«Мат в два хода».
4.7. Тема: Внутренний турнир по шахматам «Белая ладья».
Практика: Внутренний турнир по шахматам «Белая ладья».
Блок 5. Достижение мата без жертвы материала.
5.1. Тема: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и
эндшпиле.
Теория: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Практика: Учебно-тренировочное занятие.
5.2. Тема: Решение задач на мат в два хода. Защита от мата.
Теория: Изучение защиты от мата.
Практика: Решение задач на мат в два хода.
5.3. Тема: Цугцванг.
Теория: Знакомство с понятием цугцванг.
Практика: Разбор позиций на цугцванг.
5.4. Тема: Дидактические задания: «Объяви мат в два хода».
Практика: Дидактические задания: «Объяви мат в два хода».
Блок 6. Шахматная комбинация.
6.1. Тема: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые
комбинации).
Теория: Достижение мата путем жертвы шахматного материала.
Практика: Разбор и анализ учебных позиций.
6.2. Тема: Типы матовых комбинаций. Дидактические задания: «Объяви мат в два
хода».
Теория: Изучение типов матовых комбинаций.
Практика: Дидактические задания: «Объяви мат в два хода»
6.3. Тема: Разрушения королевского прикрытия.
Теория: Изучение и анализ различных позиций, в которых разрушается пешечное
прикрытие короля.
Практика: Разыгрывание учебных позиций.
13
6.4. Тема: Комбинации на отвлечение и завлечение.
Теория: Знакомство с приемами комбинаций отвлечение и завлечение.
Практика: Решение задач на отвлечение и завлечение.
6.5. Тема: Блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты.
Теория: Знакомство с приемом блокировки, освобождение пространства, уничтожение
защиты.
Практика: Разбор и анализ учебных позиций. Разыгрывание шахматных партий.
6.6. Тема: Решение задач на блокировки, освобождения пространства, уничтожения
защиты.
Практика: Решение задач на блокировку, на освобождения пространства, на уничтожения
защиты.
6.7. Тема: Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Теория: Знакомство с приемом комбинаций, ведущие к достижению материального
перевеса.
Практика: Разбор и анализ учебных позиций. Учебно-тренировочное занятие.
6.8. Тема: Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах,
патовые комбинации и др).
Теория: Изучение ничейных, патовых комбинаций.
Практика: Разбор и анализ учебных позиций. Решение упражнений.
6.9. Тема: Решение задач на вечный шах, пат.
Практика: Решение задач.
6.10. Тема: Итоговое соревнование «Чемпион».
Практика: Проведение итогового соревнования среди обучающихся групп. 6.11. Тема:
Конкурсы решения задач и этюд. Обобщение и закрепление программного
материала.
Практика: Решение шахматных задач и этюд. Повторение.
6.12. Тема: Обобщение и закрепление программного материала.
Практика: Повторение.
6.13. Тема: Итоговое занятие.
Ожидаемые результаты после 2 года обучения:
– уметь видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и
создавать угрозы;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и
двойной шах;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– реализовывать большое материальное преимущество.
14
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
1 год обучения
№
п.п
Дата
1.
сентябрь
Тема
Кол-во часов
теория прак.
Вводное занятие. Правила
поведения в учреждении и в
кружке. Инструктаж по ПДД.
Исторические сведения о
шахматах. Шахматная доска.
Горизонталь, вертикаль,
диагональ.
Центр.
1
1
1
1
5.
6.
Шахматные фигуры.
Начальное положение фигур.
1
1
2
7.
8.
9.
Ладья. Ход ладьи. Взятие.
Слон. Ход слона. Взятие.
Задания: «Ладейный лаби-ринт»,
«Лабиринт для слона».
Ладья против слона.
Ферзь. Ход ферзя. Взятие.
Ферзь против ладьи и слона.
Практическая игра.
Практическая игра.
Дидактические задания: «Двойной
удар»
Дидактические игры: «Лаби-ринт»,
«Игра на уничтожение»
Конь. Ход коня. Взятие.
Профилактика инструктажа по
ПДД, ТБ, ПБ. Конь против ферзя,
ладьи и слона.
Практическая игра.
Задания: «Двойной удар»,
«Выиграй фигуру».
Пешка. Ход пешки. Взятие.
Пешка против ферзя, ладьи, коня,
слона.
Король. Ход короля. Взятие.
Король против других фигур.
Рокировка.
1
1
1
1
2.
3.
4.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
октябрь
ноябрь
декабрь
16.
17.
18.
январь
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
февраль
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
Форма
занятия
Форма
контроля
Беседа, час
вопросов и
ответов
Сказка,
рассказ
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие-игра
Практическое
занятие
Занятие-игра
Викторины
Решение
задач
Занятие-игра
Занятие-игра
Занятие-игра
Занятие-игра
Игра
Решение
задач
Решение
задач
Занятие-игра
Практическое
занятие
Вопросы,
дидактичес
кие игры и
задания
Вопросы,
дидактичес
кие игры и
Вопросы,
тесты,викт
орины,
загадки,
дидактичес
кие игры и
задания,
разыгрыван
ие
коротких
партий
Игра
Решение
задач
Презентация
Практическое
занятие
Презентация
Занятие-игра
15
26.
27.
март
28.
29.
30.
31.
32.
апрель
33.
34.
35.
май
36.
37.
38.
Ценность фигур.
1
1
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой.
Открытый шах. Двойной шах.
1
1
2
Дата
Презентация
Практическое
Вопросы,
занятие
Занятие-игра тесты,викт
орины,
загадки,
Решение
дидактичес
задач
Презентация кие игры и
Занятие-игра задания,
разыгрыван
ие
Решение
коротких
задач
партий
Повторение
Мат. Цель игры. Дидактическое
задание «Мат или не мат».
Дидактическое задание «Дай мат в
один ход».
Пат. Вечный шах. Ничья.
Дидактическое задание «Пат или
не пат».
Решение шахматных задач и этюд.
1
Обобщение и закрепление
материала.
Шахматная нотация. О правилах
поведения во время игры.
Игра всеми фигурами из
начального положения.
Шахматный мини-турнир
«Чемпион»
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Всего
Итого
18
58
1
2
1
1
2
2
Рассказ,
беседа
Разыгрыван
ие партий
Турнир
Аттестация
Тема
Блок 1. Введение в мир шахмат
2 год обучения
Кол-во часов
теория практ.
3
3
Вводное занятие. Инструктаж по
ПДД, ТБ, ПБ.
1
1
Повторение пройденного
материала.
Краткая история развития шахмат.
1
1
1
1
Блок 2. Шахматная нотация.
Обозначение полей, шахматных
фигур.
4
1
14
1
5.
Краткая и полная шахматная
нотация.
1
6.
Дидактические задания: «Кто
быстрее», «Вижу цель»
Запись начального положения.
1.
2.
3.
4.
7.
сентябрь
Вопросы, и
задания
Вопросы,ра
зыгрывание
коротких
партий,
турнир
76
2.2. Календарный учебный график
№
п/п
Презентация
1
2
1
1
Форма
занятия
Форма
контроля
Беседа, час
вопросов
Викторины,
вопросы
Лекция,
беседа
Рассказ,
беседа
Беседа,
практическ
ое занятие,
занятиеигра
Вопросы,
викторины
шахматные
задачи и
этюды,
разыгрыва
ние
16
8.
октябрь
Запись шахматной партии.
2
9.
Разыгрывание партий с записью.
10.
Разыгрывание учебных партий
2
11.
Игровая практика.
2
12.
Обобщение и закрепление
материала.
1
1
Блок 3. Ценность шахматных
фигур.
Сравнительная сила фигур.
3
9
1
1
14.
Достижение материального
перевеса.
1
1
15.
Достижение позиционного
перевеса.
Учебно-тренировочное занятие
1
1
13.
16.
17.
ноябрь
1
Дидактические игры и задания:
«Кто сильнее», «Выигрыш
материала»
1
Игра
2
Занятие –
игра
19.
20.
Учебно-тренировочное занятие.
2
21.
22.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
«Мат или пат», «Ограниченный
король»
Король и ферзь против короля.
Учебно-тренировочное занятие.
2
2
23.
24.
25.
26.
декабрь
Решение задач и этюд.
Король и ладья против короля.
1
1
5
25
1
1
1
1
1
2
2
1
27.
Учебно-тренировочное занятие.
2
28.
Дидактическое задание: «Мат в
один ход»
Дидактические игры и задания: «На
крайнюю линию» «Мат в один
ход».
2
29.
Показ
презентаци
и, лекция
2
Обобщение и закрепление
материала.
Блок 4. Техника матования
одинокого короля.
Две ладьи против короля.
18.
Беседа,
разыгрыва
ние партий
коротких
партий
Вопросы,
викторины,
шахматные
задачи и
этюды
Занятие –
игра,
практическ
ие занятия
Решение
простых и
сложных
задач,
Практическ вопросы,
ое занятие тесты,
дидактическ
Показ
ие игры и
презентаци задания
й,
практическ
ая игра
Занятие –
игра
2
17
30.
Дидактическое задание: «Мат в два
хода»
2
31.
Внутренний турнир по шахматам
«Белая ладья».
Внутренний турнир по шахматам
«Белая ладья».
Блок 5. Достижение мата
безжертвы материала.
Учебные положения на мат в два
хода в дебюте и в миттельшпиле.
2
32.
33.
2
4
14
1
1
Решение
задач
2
Игразанятие
1
Решение
задач
Практика
Учебно-тренировочное занятие.
34.
1
36.
Учебные положения на мат в два
хода в эндшпиле.
Решение задач на мат в два хода.
37.
38.
Защита от мата.
Учебно-тренировочное занятие.
1
1
2
39.
40.
Цугцванг.
Дидактические задания: «Объяви
мат в два хода»
1
1
2
41.
Учебно-тренировочное занятие.
42.
Блок 6. Шахматная комбинация.
Достижение мата путем жертвы
шахматного материала (матовые
комбинации).
17
1
49
1
Разбор и анализ учебных позиций.
1
1
35.
январь
февраль
43.
44.
Дидактические задания: «Объяви
мат в два хода»
45.
Типы матовых комбинаций.
46.
Разрушения королевского
прикрытия.
Решение задач и этюд.
Комбинации на отвлечение.
47.
48.
49.
50.
51.
март
Комбинации на завлечение.
Решения задач на отвлечение и
завлечение.
Учебно-тренировочное занятие.
Игра
2
Решение
позиций на
разные
комбинации
вопросы,
тесты,
викторины,
загадки
разыгрыван
ие партий
Занятие –
игра
Лекция
Занятиеигра
2
2
1
Занятиеигра
1
2
2
2
1
Беседа,
рассказ
1
2
Лекция
Занятиеигра,
лекция,
беседа
Решение
задач
Решение
позиций на
разные
комбинации,
вопросы,
тесты,
викторины,
загадки,
разыгрыван
ие партий
2
18
1
1
Решение
задач
53.
Блокировка. Виды комбинации на
блокировку.
Освобождение пространства
1
1
54.
55.
56.
Уничтожение защиты.
Игровая практика.
Решение задач на блокировку.
1
1
1
2
1
Практическ
ое занятие
57.
Решение задач на освобождения
пространства
1
1
58.
Решение задач на уничтожения
защиты.
Шахматные комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса.
52.
59.
апрель
2
1
1
60.
Игровая практика
2
61.
Разбор и анализ учебных позиций.
2
62.
Решение упражнений.
2
63.
Комбинации для достижения ничьи,
вечный шах.
1
1
64.
Комбинации для достижения ничьи,
патовые комбинации.
1
1
65.
Разыгрывание учебных позиций.
66.
Решение задач на вечный шах.
67.
68.
69.
Решение задач на пат.
Учебно-тренировочное занятие.
Решение задач на вечный шах, пат.
2
2
2
70.
Учебно-тренировочное занятие.
2
71.
Конкурсы решения задач и этюд.
2
72.
Конкурсы решения задач и этюд.
2
73.
74.
75.
Итоговое соревнование «Чемпион».
Итоговое соревнование «Чемпион».
Повторение.
2
2
2
76.
Обобщение и закрепление
программного материала.
Всего
Итого
май
Занятиеигра
2
1
1
1
Лекция
Решение
позиций на
разные
комбинации,
вопросы,
тесты,
викторины,
загадки,
разыгрыван
ие партий
Показ
презента
ции,
практическ
ая игра
Решение
задач
Решение
задач
Турнир
Повторе
ние
1
36
116
152
19
2.3. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы.
Программа обеспечена пособиями, дидактическими материалами, раздаточными
материалами, в наличии презентации, видеоматериалы согласно учебному (тематическому)
плану.
Видео-занятия:
https://drive.google.com/drive/my-drive
https://drive.google.com/drive/my-drive
https://vk.com/club198452999?z=video198452999_456239036%2F4554d03d5fdf4348d6%2Fpl_wall_-198452999
Презентации:
https://drive.google.com/file/d/16-8bOszjQ9BfjeChne4UdyrJJ5u1pE6k/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/17Q7rB76BfFklDTBETm7Spsd1PHUrYu_u/view?usp=shari
ng
https://drive.google.com/file/d/14vjpV6J0yeAJmi6qcez9RCjJiEcTb6zK/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1qsIGGhSSLo74iw_6jRT0EUQJUlH1oCa/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1sEspaeJ82Zyug0Ayszk7wVq3kSnSm5k-/view?usp=sharing
Раздаточные материалы:
https://drive.google.com/file/d/1bSlo-gwoe2eMvdtAerkgQi4fl4aeHOkR/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1LBdWrYLwmQZ7mxIVNBqmSdFxakOy6AIU/view?usp=sharing
2.4.Формы контроля и аттестации
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы
аттестации:
1. Текущий контроль
устный опрос;
решение дидактических игр и заданий;
2. Участие в соревнованиях (во втором полугодии):
квалификационные турниры;
шахматные турниры;
3. Промежуточная аттестация (в конце учебного года):
контрольная работа;
тестовые задания;
решение упражнений.
20
2.5. Материально – техническое обеспечение программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование оборудования
Демонстрационная шахматная доска с магнитными
фигурами
Доска школьная
Настольные шахматы с фигурами
Парта ученическая
Стол педагога
Стул мягкий
Стул ученический
Шахматные часы
Шкаф книжный
Количество (шт)
1
1
6
6
1
1
12
5
1
Список литературы
Для педагога:
1. И.Г. Сухин Шахматы Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 1, 2. О.
Духовное возрождение 2012.
2. И.Г. Сухин Шахматы первый год или учусь и учу. О. Духовное возрождение 2012.
3. И.Г. Сухин Задачи к курсу «Шахматы – школе» первый год обучения 1500
малофигурных позиций. О. Духовное возрождение 2012.
4. Журавлев Н. И. Шаг за шагом. М.: ФиС, 1986.
5. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. Издание одиннадцатое Ростовна-Дону «Феникс», 2010.
6. Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс Шахматы: уроки мастерства шаг за шагом.
М.: АСТ
7. Панов В. Король против короля. М.: «Молодая гвардия» 1967.
8. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. Моя шахматная карьера. М.: «ФиС»
1983.
9. В. Пожарский Шахматы. Начальная школа. М. 2012.
Для обучающихся:
1. И.Г. Сухин Шахматы Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 1, 2. О.
Духовное возрождение 2012.
2. И.Г. Сухин Шахматы первый год или учусь и учу. О. Духовное возрождение 2012.
3. И.Г. Сухин Задачи к курсу «Шахматы – школе» первый год обучения 1500
малофигурных позиций. О. Духовное возрождение 2012.
21
4. В. Пожарский Шахматы. Начальная школа. М. 2012.
Сведение о составителе
ФИО педагога: Маликова ЧынарТурдалиевна
Образование: Высшее педагогическое. Ошский государственный университет,
специальность «Математика», квалификация «Учитель математики», 2007г.
Должность: Учитель математики, педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования.
22
Приложение 1
Контрольные вопросы
1 года обучения
Теоретические задания
1. Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2. Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3. Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не
может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
4. Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой
спрятана другая фигура.
5. Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем белых:
- 1-0;
- ½-½;
-0-1.
Практические задания.
1. Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил педагог.
2. Умение убивать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить, можно ли
убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли белая ладья бить
слона?:
23
3. Умение ставить «шах».
Шах королю:
4. Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:
5. Умение видеть «пат».
Определить шах или мат на доске.
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – достаточный уровень.
24
Приложение 2
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (пешками и т. д.).
"Вертикаль". То же самое,
но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из
диагоналей шахматной доски.
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
"Угадайка".
Педагог
словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за
фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на
столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме
"секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать:
"Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?"
Педагог
берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем
отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
"Мешочек". Ученики
по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную
позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки,
(фрагмента игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении.
"Мяч".
Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья
стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует
поймать.
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У
ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая
функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные
фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри
часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все
черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы
белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
25
определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля".
Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою
фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака
неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но
так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо
напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее –
побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны
сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на
уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
"Шах или не шах".
Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под
шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах
неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур
нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат
или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли
мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми
фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
"Два
хода".
Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
26
Приложение 3
Контрольные вопросы
2 год обучения
Теоретические задания.
1.
Знание «правила квадрата пешки».
«Правило квадрата пешки» - это…:
- если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе
вступает в этот квадрат, то пешка задерживается;
- если король сильнейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе
вступает в этот квадрат, то пешка превращается в ферзя.
2.
Знание «оппозиции».
«Оппозиция» - это…:
- это противостояние королей на нечетное количество клеточек;
- это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы одной
или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой
спрятана другая фигура.
3.
Знание классификации дебютов.
Определить дебют по классификации дебютов (открытый, полуоткрытый, закрытый):
1.
Е4E5
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
1.
D4
E5
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
1. E4
E6
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
4.
Знание понятия «дебют».
«Дебют» - это…:
- это середина шахматной партии;
- это начало шахматной партии;
- это конец шахматной партии.
5.
Знание понятия «пешечный прорыв».
«Пешечный прорыв» - это…:
- это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы
одной или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой
спрятана другая фигура;
- это домик для короля.
27
Практические задания.
1.
Умение пользоваться «правилом квадрата».
Ходит ли черный король в квадрат пешки?
2.
Умение пользоваться «правилом квадрата».
Соблюдая правило оппозиции, королей сыграть черными в ничью:
3.
Умение разыгрывать дебюты.
Разыграть один из вариантов дебюта 4 коней и записать на листочке.
4.
Умение применять тактические удары на практике.
Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью двойного удара:
5.
Умение применять тактические удары на практике.
Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью открытого нападения:
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – достаточный уровень.
28