ДООП Юный шахматист стартовый уровень

,.Щепартамент образования Администрации города Екатеринбурга

муницип€шьное автономное общеобразовательное учреждение
средней общеобр€вовательной школы J\b 145
с углубленным изучением отдельных предметов

Рекомендована
Педагогическим советом
МАОУ СОШ Ns 145 с углубленным
из)ruением отдельных предметов
Протокол JtlЪ 1
от <29> августа 2024 г.

Утверждаю:

СоШ Jt

мАоу

сУ

145 с

изучением
предметов
Н.М. Евстигнеева

Ne 145

йзlчен

92-од

от <30> августа 2024 г

щополнительная общеобразовательная общер€tзвивающая
физкультурно-спортивной направленности

про|рамма

<<Юный шахматист>
Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок ре€Lлизации

программы

1

год

Автор-составителъ:
Маликова Ч.Т.,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория

Екатеринбур. 2а24

Паспорт программы
Название программы
Автор-составитель

Вид программы

Направленность
Форма реализации
Срок реализации
Возраст обучающихся
Категория детей
Уровень
освоения
программы
Краткая аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный шахматист»
Маликова Чынар Турдалиевна,
педагог дополнительного
образования, высшая
квалификационная категория
Модифицированная.
Составлена на основе
программ:
- Программы «Шахматы - школе» под редакцией
И.Г.Сухина. в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования и обеспечена УМК
(учебники, методические рекомендации для педагога
составлены автором программы И.С.Сухиным);
- Программы внеурочной деятельности (начальное и
основное общее образование) Горский В.А.,
ТимофеевА.А., Смирнов Д.В и др.
физкультурно-спортивная
Очная
1 год
7-8 лет (1 класс)
Учащиеся младшего школьного возраста
Стартовый

Программа направлена на создание условий для
личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования
общей
культуры
и
организации
содержательного досуга посредством обучения игре в
шахматы. Способствует у ребенка эмоционального
сознания, улучшают память и обучают стратегии.
Основными педагогическими формами реализации
программы являются теоретические и практические занятия
с участием обучающихся в шахматных турнирах.
ДООП «Юный шахматист» рассчитана:
на 76 часов – 1 раз в неделю по 2 занятия для групп первого
года обучения.

2

1. Комплекс основных характеристик ДООП «Юный шахматист»

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» /статьи 2, 12, 13. 14, 48, 75/;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам";
- Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (письмо Министерства образования и науки РФ № 093242 от 15.11.2015г);
- Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014г. № 1726-р 2014г./;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М: Просвещение, 2010/;
- Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей РФ до
2020 года;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года
№ 41 "Об утверждении Сан Пин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей";
- Устав МАОУ СОШ № 145 с УИОП";
- Положение о структуре порядке разработки и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы МАОУ СОШ № 145 с УИОП;
- Положение о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся
МАОУ СОШ № 145 с УИОП.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Программа реализуется в форме кружка.
Разработана на основе:
- Программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина. в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники,
методические рекомендации для педагога составлены автором программы И.С.Сухиным);
- Программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)
Горский В.А., ТимофеевА.А., Смирнов Д.В и др.
Отличительная особенность программы заключается в том, что данная программа
направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству через обучение
игре в шахматы.
Шахматная программа по своей сути является досуговой, простой: освоение
учебного материала идёт от простого к сложному, от знакомства с элементарными
понятиями игры к постепенному расширению и углублению знаний во всех областях
шахматной теории.
3

Каждое занятие, сыгранная партия, шахматная задача тщательно разбираются,
анализируются педагогом и детьми. Исследовательская деятельность в шахматах имеет
неограниченные возможности. Каждый ребёнок становится исследователем с того
момента, как научился правильно ходить фигурами. В процессе обучения применяются
разнообразные методы, приёмы и средства: беседы, объяснения, демонстрация различных
комбинаций на демонстрационной шахматной доске, задание по составлению комбинаций
на определённую тему, наборы карточек с упражнениями, анализ партий и др.
Новизна программы заключается:
 В поэтапном освоении обучающимися, предлагаемого курса, что дает возможность
детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют
их способностям.
 Индивидуальный подход к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий
разного уровня сложности. Данная методика повышает эффективность и
результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на
основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на
занятии.
Актуальность программы направлена на развитие интеллекта личности ребёнка.
Обучение детей основам шахматной игры, способствует в большей степени развитию всех
психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию
воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как
усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и
турнирного опыта педагога, что даёт возможность обучающимся не только получить
начальный уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также
способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности. Важное значение, при
изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на
занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, партий, создания
игровых ситуаций.
Программа «Юный шахматист» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса.
Адресат программы: обучающиеся младшего школьного возраста 7-8 лет – первый год
обучения. Группа разновозрастная.

4

Срок реализации данной программы – 1 год.
Объем освоения программы: 76 учебных часов в год (1 раз в неделю).
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю - по 2 часа. Занятия по 45 минут с
перерывом на отдых между занятиями – 10 минут.
Наполняемость групп: Количество занимающихся 10-12 человек.
Группа разновозрастная. В группе занимаются мальчики и девочки.
Особенности набора обучающихся в группу: прием на обучение по ДООП «Юный
шахматист» осуществляется для всех желающих без предъявления требований к уровню
подготовки, способностям обучающихся.
Форма обучения: очная.
Фома проведения занятий:






Групповые практические занятия;
Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
Индивидуальные занятия с отдельными обучающимися;
Самостоятельные тренировки по заданию педагога;
Участие в шахматных турнирах.

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в
себя часы теории и практики. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный шахматист» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории
муниципального образования «Екатеринбург» предусмотрена возможность использования
образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и
педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во
время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий,
а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры
Развивающие:
5

- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности школьника;
- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
Воспитывающие:
- воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в
своих силах, самостоятельность в принятии решений.
1.2. Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
- разовьется этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживания чувствам других людей;
- разовьется интерес к изучению математики.
Личностные:
- разовьется самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- будут развиты: память, внимательность, мышление (наглядно-образное), волевые
качества личности.
Предметные:
- познакомятся с шахматными терминами и шахматным кодексом;
- научаться играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
- сформируется умение ставить мат с разных позиций;
- умение решать комбинации;
- применять элементарные тактические приемы и приемы эндшпиля.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Наименование темы

Форма контроля

Всего

теория

практ

1.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности, по ПДД.

2

1

1

Не предусмотрено

2.

Исторические сведения.

2

1

1

3.

Шахматная доска.

4

1

3

4.

Шахматные фигуры.

4

1

3

Вопросы,
викторины,
дидактические
игры и задания

5.

Начальная расстановка фигур.

2

1

1

6

6.

Ладья. Дидактические игры задания.

3

1

2

7.

Слон. Дидактические игры задания.

3

1

2

8.

Ладья против слона.

2

9.

Ферзь. Дидактические игры задания.

4

10.

Ферзь против ладьи и слона.

4

11.

Конь. Дидактические игры задания.

3

1

2

12.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

5

1

4

13.

Пешка. Дидактические игры задания.

3

1

2

14.

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

2

-

2

15.

Король. Дидактические игры задания.

2

1

1

16.

Король против других фигур.

2

17.

Рокировка.

2

1

1

18.

Ценность фигур.

2

1

1

19

Шах, мат, ничья, пат.

10

2

8

20.

Решение шахматных задач и этюд.

4

-

4

21.

Шахматная нотация.

3

1

2

22.

Шахматная партия.

6

2

4

23.

Итоговое занятие.

2

1

1

76

20

56

Итого

2
1

3
4

Наблюдение,
вопросы, загадки,
викторины,
дидактические
игры и задания

2
Вопросы,
дидактические
игры и задания
Вопросы, тесты,
викторины,
решение простых
задач,
разыгрывание
коротких партий

Содержание учебного плана программы
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, по ПДД.
Теория: Обучающиеся познакомятся с правилами поведения в учреждении,
техникой безопасности, ПДД.
Тема 2. Исторические сведения.
Теория: Познакомить с игрой, историей ее возникновения, страной возникновения шахмат
– Индией.
Практика: Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки
тетушки Совы». Вопросы.
Тема 3. Шахматная доска.

7

Теория: Познакомить детей с шахматной доской. Горизонталь, вертикаль, диагональ.
Центр.
Практика: Дидактические задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ»
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория: Ознакомление шахматных фигур.
Практика: Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».
Тема 5. Начальное положение фигур.
Теория: Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией – начальным
положением шахмат, развивать ориентирование на плоскости – шахматной доске.
Практика: Дидактические игры: «Да и нет», «Мяч». Задания: Кто быстрее расставит
начальную позицию. Исправь ошибку в расстановке позицию.
Тема 6. Ладья.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей. Место ладьи в начальном
положении. Ход ладьи. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь»
Тема 7. Слон.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – слоном. Место слона в начальном
положении. Ход слона. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь»
Тема 8. Ладья против слона.
Практика: Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
Тема 9. Ферзь.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – ферзем. Место ферзя в
начальном положении. Ход ферзя. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Лабиринт», «Кратчайший путь».
Тема 10. Ферзь против ладья и слона.
Практика: Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
Тема 11. Конь.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – конем. Место коня в начальном
положении. Ход коня. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «один в поле воин», «Лабиринт», «Кратчайший путь».
Тема 12. Конь против ферзя, ладьи и слона.
Теория: Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона.
Практика: Дидактические задания: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Выиграй фигуру". Игра «Игра на уничтожение».
Тема 13. Пешка.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – пешкой. Место пешки в начальном
положении. Ход пешки. Взятие. Превращение пешки.
Практика: Дидактические игры: «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на
уничтожение».
Тема 14. Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня.
Практика: Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой
против ферзя, ладьи, коня, слона.
8

Тема 15. Король.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – королем. Место короля в начальном
положении. Ход короля. Взятие.
Практика: Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя.
Задание: «Защита».
Тема 16. Король против других фигур.
Практика: Дидактические задания: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного
поля".
Тема 17. Рокировка.
Теория: Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки.
Практика: Изучить три правила рокировки. Проверочная работа.
Тема 18. Ценность фигур.
Теория: Формирование у детей понимания игровой стоимости (ценности) шахматных
фигур.
Практика: Дидактические игры и задания: «Кто сильнее?», «Шахматная лесенка».
Тема 19. Шах. Мат. Пат. Ничья.
Теория: Знакомство с понятиями шах, мат, пат, ничья.
Практика: Дидактические задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Дай открытый шах»,
«Дай двойной шах». «Мат или не мат». «Дай мат в один ход». «Пат или не пат».
Тема 20. Шахматная нотация.
Теория: Умение ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись позиций.
Практика: Умение вести запись шахматной позиции.
Тема 21.Шахматная партия.
Теория: Изучение игры всеми фигурами из начального положения. Общие рекомендации
о принципах разыгрывания дебюта.
Практика: Игровые занятия. Разбор и анализ коротких партий.
Тема 22. Итоговое занятие.
Теория: Повторение программного материала.
Ожидаемые результаты после обучения:
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятия каждой фигуры;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами; и расставлять фигуры
перед игрой;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать простые задачи на мат в один
ход;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и
королём;
– записывать шахматную партию.

9

2.

Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график

№
п.п

Дата

1.

сентябрь

Тема

Кол-во часов
теория прак.

Вводное занятие. Правила
поведения в учреждении и в
кружке. Инструктаж по ПДД.
Исторические сведения о
шахматах. Шахматная доска.
Горизонталь, вертикаль,
диагональ.
Центр.

1

1

1

1

5.
6.

Шахматные фигуры.
Начальное положение фигур.

1

1
2

7.
8.
9.

Ладья. Ход ладьи. Взятие.
Слон. Ход слона. Взятие.
Задания: «Ладейный лаби-ринт»,
«Лабиринт для слона».
Ладья против слона.
Ферзь. Ход ферзя. Взятие.
Ферзь против ладьи и слона.
Практическая игра.
Практическая игра.
Дидактические задания: «Двойной
удар»
Дидактические игры: «Лаби-ринт»,
«Игра на уничтожение»
Конь. Ход коня. Взятие.
Профилактика инструктажа по
ПДД, ТБ, ПБ. Конь против ферзя,
ладьи и слона.
Практическая игра.
Задания: «Двойной удар»,
«Выиграй фигуру».
Пешка. Ход пешки. Взятие.
Пешка против ферзя, ладьи, коня,
слона.
Король. Ход короля. Взятие.
Король против других фигур.
Рокировка.

1
1

1
1

2.
3.
4.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

октябрь

ноябрь

декабрь

16.
17.
18.

январь

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

февраль

2
2

1
1

1

2
2
1
1
2
2
2

2
1
2

2
2
1

1
2

1

1
2
2

Форма
занятия

Форма
контроля

Беседа, час
вопросов и
ответов
Сказка,
рассказ
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие-игра
Практическое
занятие
Занятие-игра

Викторины

Решение
задач
Занятие-игра
Занятие-игра
Занятие-игра
Занятие-игра
Игра
Решение
задач
Решение
задач
Занятие-игра
Практическое
занятие

Вопросы,
дидактичес
кие игры и
задания
Вопросы,
дидактичес
кие игры и

Вопросы,
тесты,викт
орины,
загадки,
дидактичес
кие игры и
задания,
разыгрыван
ие
коротких
партий

Игра
Решение
задач
Презентация
Практическое
занятие
Презентация
Занятие-игра

10

26.
27.

март

28.
29.
30.
31.
32.

апрель

33.
34.
35.

май

36.
37.
38.

Ценность фигур.

1

1

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой.
Открытый шах. Двойной шах.

1

1
2



Презентация

Мат. Цель игры. Дидактическое
задание «Мат или не мат».
Дидактическое задание «Дай мат в
один ход».
Пат. Вечный шах. Ничья.
Дидактическое задание «Пат или
не пат».
Решение шахматных задач и этюд.

1

Обобщение и закрепление
материала.
Шахматная нотация. О правилах
поведения во время игры.
Игра всеми фигурами из
начального положения.
Шахматный мини-турнир
«Чемпион»
Итоговое занятие.

1

1

1

1

1

1

1

2
1

Всего
Итого

18

58

2.2. Условия

Презентация

1
2

1

1
2
2

Практическое
занятие
Занятие-игра
Решение
задач
Презентация
Занятие-игра
Решение
задач
Повторение
Рассказ,
беседа
Разыгрыван
ие партий
Турнир
Аттестация

Вопросы,
тесты,викт
орины,
загадки,
дидактичес
кие игры и
задания,
разыгрыван
ие
коротких
партий
Вопросы, и
задания
Вопросы,ра
зыгрывание
коротких
партий,
турнир

76
реализации

программы

Методическое обеспечение программы.
Программа обеспечена пособиями, дидактическими материалами, раздаточными
материалами, в наличии презентации, видеоматериалы согласно учебному (тематическому)
плану.
Видео-занятия:
https://drive.google.com/drive/my-drive
https://drive.google.com/drive/my-drive
https://vk.com/club198452999?z=video-



Презентации:
https://drive.google.com/file/d/16-8bOszjQ9BfjeChne4UdyrJJ5u1pE6k/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/17Q7rB76BfFklDTBETm7Spsd1PHUrYu_u/view?usp=shari
ng
https://drive.google.com/file/d/14vjpV6J0yeAJmi6qcez9RCjJiEcTb6zK/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1qsIGGhSSLo74iw_6jRT0EUQJUlH1oCa/view?usp=sharing



Раздаточные материалы:
https://drive.google.com/file/d/1bSlo-gwoe2eMvdtAerkgQi4fl4aeHOkR/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1LBdWrYLwmQZ7mxIVNBqmSdFxakOy6AIU/view?usp=sharing
11

2.3. Формы контроля и аттестации

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы
аттестации:
1. Текущий контроль
 устный опрос;
 решение дидактических игр и заданий;
2. Участие в соревнованиях (во втором полугодии):
 квалификационные турниры;
 шахматные турниры;
3. Промежуточная аттестация (в конце учебного года):
 контрольная работа;
 тестовые задания;
 решение упражнений.
2.4. Материально – техническое обеспечение программы

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование оборудования
Демонстрационная шахматная доска с магнитными
фигурами
Доска школьная
Настольные шахматы с фигурами
Парта ученическая
Стол педагога
Стул мягкий
Стул ученический
Шахматные часы
Шкаф книжный

Количество (шт)
1
1
6
6
1
1
12
5
1

12

Список литературы
Для педагога:
1. И.Г. Сухин Шахматы Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 1, 2. О.
Духовное возрождение 2012.
2. И.Г. Сухин Шахматы первый год или учусь и учу. О. Духовное возрождение 2012.
3. И.Г. Сухин Задачи к курсу «Шахматы – школе» первый год обучения 1500
малофигурных позиций. О. Духовное возрождение 2012.
4. Журавлев Н. И. Шаг за шагом. М.: ФиС, 1986.
5. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. Издание одиннадцатое Ростовна-Дону «Феникс», 2010.
6. Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс Шахматы: уроки мастерства шаг за шагом.
М.: АСТ
7. Панов В. Король против короля. М.: «Молодая гвардия» 1967.
8. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. Моя шахматная карьера. М.: «ФиС»
1983.
9. В. Пожарский Шахматы. Начальная школа. М. 2012.
Для обучающихся:
1. И.Г. Сухин Шахматы Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 1, 2. О.
Духовное возрождение 2012.
2. И.Г. Сухин Шахматы первый год или учусь и учу. О. Духовное возрождение 2012.
3. И.Г. Сухин Задачи к курсу «Шахматы – школе» первый год обучения 1500
малофигурных позиций. О. Духовное возрождение 2012.
4. В. Пожарский Шахматы. Начальная школа. М. 2012.

Сведение о составителе
ФИО педагога: Маликова ЧынарТурдалиевна
Образование: Высшее педагогическое. Ошский государственный университет,
специальность «Математика», квалификация «Учитель математики», 2007г.
Должность: Учитель математики, педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования.

13

Приложение 1
Контрольные вопросы
Теоретические задания
1. Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2. Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3. Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не
может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
4. Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой
спрятана другая фигура.
5. Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем белых:
- 1-0;
- ½-½;
-0-1.
Практические задания.
1. Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил педагог.
2. Умение убивать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить, можно ли
убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли белая ладья бить
слона?:

14

3. Умение ставить «шах».
Шах королю:

4. Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:

5. Умение видеть «пат».
Определить шах или мат на доске.
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – достаточный уровень.

15

Приложение 2
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (пешками и т. д.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем
они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и
спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные
фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под
ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
16

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой
против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на
определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под
ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.