РП Финансовая грамотность 5-7 классы

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением отдельных предметов)

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
(предметная область «Общественно-научные предметы»)
5 – 7 классы

г. Екатеринбург

Одной из основных задач развития образования Российской Федерации
на современном этапе является формирование финансовой грамотности и
финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской
системе
образования
сегодня
уделяется
существенное
внимание
формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и
финансовой
грамотности.
Принципиальное
значение
в
настоящее
время
приобретает
в
системе
образования
решение
задачи
формирования
надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе
уделяется особое внимание не только содержательным — предметным
аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и
регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих задач
и формированию критического мышления у обучающихся 5—7 классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание
программы
способствует
расширению
знаний
учащихся
по основным общественно-научным предметам. Для её успешной реализации
рекомендуется использование знаний по таким учебным предметам, как
математика и литература. Это позволит сформировать базовые компетенции
в сфере финансовой грамотности и финансовой культуры у обучающихся 5—
7 классов.
Нормативно-правовую основу настоящей примерной программы по учебному курсу
«Финансовая грамотность» составляют следующие документы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании).
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года
№2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской
Федерации на период 2017-2023 годы.
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования / утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 года №287 (ред. от 08.11.2022) .
Рабочая программа (далее — программа) разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования предметной области «Общественно-научные предметы».
Программа разработана в соответствии со Стратегией повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р.
При этом в ней учтены, те положения единой рамки компетенций по финансовой
грамотности, которые соответствуют возрастным и познавательным возможностям
обучающихся 5—7 классов на уровне основного общего образования.
Программа включает пояснительную записку, цель изучения финансовой
грамотности, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного курса
«Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. 5-7 классы» в учебном
плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его
основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по финансовой грамотности
на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного
курса «Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. 5-7 классы».
Программа определяет содержание учебного курса, основные методические
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся.
2

Цели и задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность»
Целью курса является формирование у обучающихся 5-7 классов финансовой
культуры, рационального финансового поведения и ответственного потребления
финансовых услуг, с учётом их возрастных особенностей и способностей. Задачи
изучения учебного курса «Финансовая грамотность»:
 формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем, которые
решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются на личном и семейном
благополучии;
 формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям субъектов
финансовых отношений, так как человек вступает с ними во взаимодействие для решения
своих задач;
 формирование понимания необходимости выявления причинноследственных связей
между семейными и личными финансовыми возможностями, и потребностями членов
семьи;
 формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов на основе
анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек может столкнуться лично;
 формирование способности инициировать сотрудничество в команде при работе с
творческими заданиями;
 формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых задач на
личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся финансовых возможностей,
ограничений, потребностей, необходимости выбора из имеющихся выявленных
альтернатив;
 формирование понимания необходимости вносить изменения в план и способ действий
субъектов финансовых отношений, так как появляются новые возможности, ограничения
и потребности;
 формирование понимания содержания различных видов семейных доходов и расходов,
их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и выбора варианта
балансирования при разработке бюджета.
Общая характеристика учебного курса «Финансовая грамотность»
Курс по финансовой грамотности отражает современные тенденции общего и
дополнительного образования и интегрирует возможности следующих учебных
предметов: обществознание, история, математика, литература.
Курс по финансовой грамотности изучается в рамках предметной области
«Общественно-научные предметы». Содержание направлено на расширение знаний
обучающихся по обществознанию, за счет изучаемых вопросов финансовой грамотности.
По ряду финансовых вопросов учебный курс «Общественно-научные предметы.
Финансовая грамотность. 5-7 классы» имеет пропедевтический характер, т. к. позволяет
подготовить обучающихся к изучению раздела «Человек в экономических отношениях»,
предусмотренного Примерной рабочей программой основного общего образования
«Обществознание» (для 6-9 классов образовательных организаций) в 8 классе. Это в
частности вопросы доходов и расходов семьи, сбережений, личного финансового
планирования и др.
Обучение финансовой грамотности происходит с использованием математических
инструментов и финансовых ситуаций, описанных в литературных произведениях. Таким
образом, знания положений математики и литературы имеют вспомогательный характер
для лучшего понимания и усвоения учащимися финансовых знаний и формирования
соответствующих умений и навыков.
Финансовая сфера современного общества восприимчива к изменениям,
происходящим в обществе, что особенно актуально в условиях цифровизации экономики.
Соответственно субъектам финансовых отношений приходится учитывать такие
3

изменения. Это обстоятельство требует соответствующей подготовки школьников к
принятию решений и корректировке уже принятых решений. В этой связи актуально
обучение учащихся 5-7 классов вопросам, касающимся семейных финансов.
Принимая финансовые решения в современном мире, субъектам следует иметь в
виду необходимость учёта различных аспектов финансовой безопасности. В финансовом
мире существует множество угроз и рисков, негативно влияющих на финансовое
благополучие семьи. В условиях цифровой экономики участились случаи финансового
мошенничества, которые проявляются в виде незаконных способов обогащения за счёт
денежных средств населения. Кроме того, постоянно появляются новые способы
финансового мошенничества. В создавшейся ситуации учитель должен акцентировать
внимание обучающихся на проблему противостояния финансовым мошенникам и
значимости безопасного использования финансовых инструментов. В процессе решения
такой задачи требуется использование дополнительных источников информации, в том
числе Интернет-ресурсов, СМИ, где приводятся примеры новых видов финансового
мошенничества.
Современное общество нуждается в профессионалах, умеющих работать в
команде, поэтому предложены творческие задания, которые рекомендуется выполнять
группой учащихся. Командная работа ориентирована на формирование умения
вырабатывать коллективное решение, идти на компромисс, учитывать мнения каждого
члена команды.
Знакомство учащихся сосновными финансовыми терминами, закономерностями,
вопросами, проблемами, альтернативными способами их решения, практической
значимостью для себя лично и семьи в целом позволит принимать грамотные финансовые
решения в условиях динамично меняющегося мира финансов. Процесс обучения
финансовой грамотности направлен на формирование у учащихся компетенций,
соответствующих условиям современной действительности.
Место учебного курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
Программа
учебного
курса
по
финансовой
грамотности
является
общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне основного общего
образования. Её реализация рассчитана на три года обучения (5-7 классы).
Учебный курс «Финансовая грамотность» разработан на основе требований к
предметным результатам освоения основной общеобразовательной программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, и может реализовываться в разных вариантах, включая работу в
урочное время:
 5 класс 34 часа, в неделю 1 час
 6 класс 34 часа, в неделю 1 час
 7 класс 34 часа, в неделю 1 час
Основные содержательные линии курса:

Деньги, их история, виды денег.

Семейный бюджет.

Кредиты. Виды кредитов.

Социальные пособия. Пенсия. Налог.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результаты изучения учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне основного
общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в реальных финансовых ситуациях.
Личностные результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к
целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; осознание важности
4

обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей посредством:
 формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению
индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов
и значимости для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым
благополучием;
 осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих правил
поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативно-правовых
документов, формирования ответственного отношения к процессу обучения посредством
понимания для себя лично содержания финансовых отношений между различными
субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их реализации,
последствий выполнения или невыполнения принятых решений;
 сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и
заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов
каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и
распределении средств семейного бюджета;
 наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в частности
мотивации к обучению, познанию за счёт понимания значимости для себя лично
взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и финансовыми
результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в процессе
изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать оценку
существующих финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийся сможет:
 оценивать собственное понимание изученных финансовых терминов;
 составлять личный маршрут движения к финансовому благополучию;
 оценивать вероятность мошенничества в финансовых отношениях;
 ставить финансовые цели собственной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
практических финансовых задач.
Обучающийся сможет:
 разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
 оценивать структуру доходов и расходов семьи;
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической
финансовой задачей и составлять этапы их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения финансовых
задач;
 составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов,
выполнение квеста).
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
 вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся
обстоятельств;
 оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
5

 вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированного результата;
 оценивать варианты открытия депозита на различные сроки; результаты выбора условий
кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому
имуществу, служащему для банка залогом;
 оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из финансовых
возможностей их семей.
Познавательные универсальные учебные действия:
1. Умение определять содержание понятий, создавать обобщения, классифицировать,
устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи и
делать выводы.
Обучающийся сможет:
 сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения
финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия
размещения денежных средств;
 устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми
явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и
размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и
действительностью; креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов;
 объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды;
особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых
источников доходов;
 анализировать статистические данные о доходах населения; положения статей ГК РФ по
вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей ТК
РФ по вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам
налогообложения;
 классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал налогообложения,
банковских вкладов, кредитных организаций;
 выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых организаций,
покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных источников дохода, обладания
собственностью, банковской картой;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждая его
собственной аргументацией, в том числе математическими расчётами.
2. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
 ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, структурировать текст,
идентифицируя финансовые ситуации в литературных произведениях;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в конкретной
ситуации;
 критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;
 аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте финансовой ситуации.
3. Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников информации.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 соотносить полученные результаты поиска информации с условиями поставленных
финансовых задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Обучающийся сможет:
 инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с
творческими заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета,
формирования резервов и сбережений, постановки финансовых целей;
6

 выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций;
 задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью.
Обучающийся сможет:
 соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой тематике;
 принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;
 создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на финансовые темы;
 анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе выполнения
группового задания и представления его решения.
Предметные результаты обучения.
 освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для решения
современных практических задач;
 умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) финансовые объекты, явления, процессы, выявляя
их существенные признаки, элементы и основные функции;
 умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов; необходимости правомерного
налогового поведения; осмысления личного опыта принятия финансовых решений;
 умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и расходами,
формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений;
 овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из
нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
 умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать статистическую финансовую информацию, соотносить ее с собственными
знаниями и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
 умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
финансово-экономических и правовых норм, включая вопросы, связанные с личными
финансами, финансовыми рисками и угрозами финансового мошенничества; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
 приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой грамотности в
практической (индивидуальной и/или групповой) деятельности: для составления личного
финансового плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и
имущества; для приобретения опыта публичного представления результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5-7 смогут сформировать следующие
компетенции по финансовой грамотности:
 способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся
финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и
неплатежей по ним;
 способность формировать резервы и сбережения денежных средств;
 способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования
личного бюджета;
 способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки
финансового мошенничества, учитывая информацию об имеющихся на рынке
финансовых рисках;
 способность искать и использовать необходимую финансовую информацию.
7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Финансовая грамотность»
5 класс (34 часа)
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 ВВЕДЕНИЕ В КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
 Основные понятия.
 Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
 Деньги, их история, виды денег.
 Банк. Центральный банк.
 Семейный бюджет.
 Депозиты. Виды депозитов.
 Кредиты. Виды кредитов.
 Пенсия.
 Налоги.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, налогообложение.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
 формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
 понимание цели своих действий;
 планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
 проявление познавательной и творческой инициативы;
 оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
8

 адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
 составление текстов в устной и письменной формах;
 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
 определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи;
 понимание и правильное использование экономических терминов;
 освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
 приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
 определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
 развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
6 класс (34 часа)
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 ВВЕДЕНИЕ В КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
 Основные понятия.
 Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
 Деньги, современные деньги России и других стран;
 Банк. Центральный банк.
 Семейный бюджет, хозяйственная деятельность семьи.
 Депозиты. Виды депозитов.
 Кредиты. Виды кредитов.
 Налои
 Пенсия.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками
адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов;
9

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, социальные выплаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
 формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
 понимание цели своих действий;
 планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
 проявление познавательной и творческой инициативы;
 оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
 адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
 составление текстов в устной и письменной формах;
 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
 определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи;
 понимание и правильное использование экономических терминов;
 освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
 приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
 определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
 развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

10

7 класс (34 часа)
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 7 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 ВВЕДЕНИЕ В КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
 Основные понятия.
 Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
 Деньги, роль денег в нашей жизни;
 Банк. Центральный банк.
 Семейный бюджет, структура семейных доходов и расходов;
 Депозиты. Виды депозитов.
 Кредиты. Виды кредитов.
 Пенсионная система РФ;
 Налоговая система РФ;
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками
адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, социальные выплаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах;
 формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
 понимание цели своих действий;
 планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
 проявление познавательной и творческой инициативы;
 оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
 адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
 составление текстов в устной и письменной формах;
11

 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
 определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи;
 понимание и правильное использование экономических терминов;
 освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
 приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
 определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
 развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Финансовая грамотность»
Тематическое планирование предполагает вариативный принцип преподавания
учебного курса в зависимости от запланированной учебной нагрузки и может
реализовываться в разных вариантах, включая работу в урочное время.
5 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Тема урока

Кол-во
часов
Что такое финансовая грамотность? Что значит быть финансово 1
грамотным?
Деньги, их история, виды денег.
2
Центральный банк РФ. Виды банков.
2
Семья как потребитель.
2
Хозяйственная деятельность семьи.
2
Потребности человека и семьи.
2
Элементы семейного хозяйства.
2
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.
2
Что такое бюджет семьи.
2
Доходы и расходы семьи.
2
Ресурсосбережение основа финансового благополучия.
2
Банковская карта Виды банковских карт.
2
Как сделать сбережения.
2
Депозиты. Виды депозитов.
2
Кредиты. Виды кредитов.
2
Налоги. Вида налогов. Налоговые вычеты.
2
Пенсия.
2
Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность.
1
12

6 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
7 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Тема урока

Кол-во
часов
Что такое финансовая грамотность? Что значит быть финансово 1
грамотным?
Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России
2
Банк России. Его функции.
2
Виды банков. Функции банков.
2
Налоговая система РФ.
2
Налоги. Вида налогов.
2
Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что 2
такое собственность?
Бюджет семьи.
2
Что такое бюджет семьи.
2
Доходы и расходы семьи.
2
Ресурсосбережение основа финансового благополучия.
2
Пластиковые карты. Правила пользования.
2
Как сделать сбережения.
2
Банковский вклад. Виды банковских вкладов.
2
Налоговые вычеты.
2
Кредиты. Виды кредитов.
2
Что такое пенсия.
2
Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность.
1
Тема урока

Кол-во
часов
Что такое финансовая грамотность? Что значит быть финансово 1
грамотным?
Деньги и их роль в нашей жизни.
2
Банк России. Его функции.
2
Виды банков. Функции банков.
2
Налоги. Вида налогов.
2
Бюджет семьи.
1
Структура доходов семьи.
2
Зарплата как источник дохода.
2
Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.
2
Составление, анализ семейного бюджета.
2
Налоговая система РФ.
2
Налоговые вычеты.
2
Финансовой мошенничество. Фальшивые деньги.
2
Кредиты. Виды кредитов.
2
МФО
1
Банковска карта.
2
Возможности банковской карты.
2
Пенсионная система РФ.
2
Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность.
1

13

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Финансовая грамотность»
5 класс
Дата урока
№
Кол-во
Тема занятия
занятия
часов План Факт
1.
Что такое финансовая грамотность?
1
Что
значит
быть
финансово
грамотным?
2.
Деньги, их история, виды денег.
1
3.
Деньги, их история, виды денег.
1
4.
Центральный банк РФ. Виды банков.
1
5.
Центральный банк РФ. Виды банков.
1
6.
Семья как потребитель.
1
7.
Семья как потребитель.
1
8.
Хозяйственная деятельность семьи.
1
9.
Хозяйственная деятельность семьи.
1
10.
Потребности человека и семьи.
1
11.
Потребности человека и семьи.
1
12.
Элементы семейного хозяйства.
1
13.
Элементы семейного хозяйства.
1
14.
Планирование, учет и контроль в
1
семейном хозяйстве.
15.
Планирование, учет и контроль в
1
семейном хозяйстве.
16.
Что такое бюджет семьи.
1
17.
Что такое бюджет семьи.
1
18.
Доходы и расходы семьи.
1
19.
Доходы и расходы семьи.
1
20.
Ресурсосбережение
основа
1
финансового благополучия.
21.
Ресурсосбережение
основа
1
финансового благополучия.
22.
Банковская карта Виды банковских
1
карт.
23.
Банковская карта Виды банковских
1
карт.
24.
Как сделать сбережения.
1
25.
Как сделать сбережения.
1
26.
Депозиты. Виды депозитов.
1
27.
Депозиты. Виды депозитов.
1
28.
Кредиты. Виды кредитов.
1
29.
Кредиты. Виды кредитов.
1
30.
Налоги. Вида налогов. Налоговые
1
вычеты.
31.
Налоги. Вида налогов. Налоговые
1
вычеты.
32.
Пенсия.
1
33.
Пенсия.
1
34.
Итоговая работа по курсу Финансовая
1
грамотность.

УУД

14

6 класс
№
Тема занятия
занятия
1.
Что такое финансовая грамотность?
Что
значит
быть
финансово
грамотным?
2.
Роль
денег
в
нашей
жизни.
Современные деньги в России
3.
Роль
денег
в
нашей
жизни.
Современные деньги в России
4.
Банк России. Его функции.
5.
Банк России. Его функции.
6.
Виды банков. Функции банков.
7.
Виды банков. Функции банков.
8.
Налоговые вычеты.
9.
Налоговая система РФ.
10.
Налоговая система РФ.
11.
Налоги. Вида налогов.
12.
Налоги. Вида налогов.
13.
Понятие
«Семейное
хозяйство».
Основные виды имущества. Что такое
собственность?
14.
Понятие
«Семейное
хозяйство».
Основные виды имущества. Что такое
собственность?
15.
Бюджет семьи.
16.
Бюджет семьи.
17.
Что такое бюджет семьи.
18.
Что такое бюджет семьи.
19.
Доходы и расходы семьи.
20.
Доходы и расходы семьи.
21.
Ресурсосбережение
основа
финансового благополучия.
22.
Ресурсосбережение
основа
финансового благополучия.
23.
Пластиковые
карты.
Правила
пользования.
24.
Пластиковые
карты.
Правила
пользования.
25.
Как сделать сбережения.
26.
Как сделать сбережения.
27.
Банковский вклад. Виды банковских
вкладов.
28.
Банковский вклад. Виды банковских
вкладов.
29.
Кредиты. Виды кредитов.
30.
Налоговые вычеты.
31.
Кредиты. Виды кредитов.
32.
Что такое пенсия.
33.
Что такое пенсия.
34.
Итоговая работа по курсу Финансовая
грамотность.

Дата урока
Кол-во
часов План Факт
1

УУД

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15

7 класс
Дата урока
№
Кол-во
Тема занятия
занятия
часов План Факт
1.
Что такое финансовая грамотность?
1
Что
значит
быть
финансово
грамотным?
2.
Деньги и их роль в нашей жизни.
1
3.
Деньги и их роль в нашей жизни.
1
4.
Банк России. Его функции.
1
5.
Банк России. Его функции.
1
6.
Виды банков. Функции банков.
1
7.
Виды банков. Функции банков.
1
8.
Налоги. Вида налогов.
1
9.
Налоги. Вида налогов.
1
10.
Бюджет семьи.
1
11.
Структура доходов семьи.
1
12.
Структура доходов семьи.
1
13.
Зарплата как источник дохода.
1
14.
Зарплата как источник дохода.
1
15.
Структура
семейных
расходов.
1
Контроль семейных расходов.
16.
Структура
семейных
расходов.
1
Контроль семейных расходов.
17.
Составление,
анализ
семейного
1
бюджета.
18.
Составление,
анализ
семейного
1
бюджета.
19.
Налоговая система РФ.
1
20.
Налоговая система РФ.
1
21.
Налоговые вычеты.
1
22.
Налоговые вычеты.
1
23.
Финансовой
мошенничество.
1
Фальшивые деньги.
24.
Финансовой
мошенничество.
1
Фальшивые деньги.
25.
Кредиты. Виды кредитов.
1
26.
Кредиты. Виды кредитов.
1
27.
МФО
1
28.
Банковская карта.
1
29.
Банковская карта.
1
30.
Возможности банковской карты.
1
31.
Возможности банковской карты.
1
32.
Пенсионная система РФ.
1
33.
Пенсионная система РФ.
1
34.
Итоговая работа по курсу Финансовая
1
грамотность.

УУД

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для проведения уроков учителю требуется компьютер с выходом в Интернет и проектор с
экраном. Такое материально-техническое обеспечение позволит демонстрировать
учащимся таблицы, рисунки, формулы по изучаемой финансовой тематике.
16

Интернет-ресурсы
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства финансов и
Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по финансовой грамотности для
населения России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Детям и
молодёжи о финансах» и «Финансовые калькуляторы».
2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный Банком России.
Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».
3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой грамотности.
Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Финансовые услуги» и
«Интерактив».
4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю финансовый
договор» от компании ОС3, который поможет понять свои риски перед приобретением
различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол» от компании
VISA и Российской экономической школы.
6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой грамотности.
7. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики». Представлены
видеолекции для учителей по финансовой грамотности, а также банк методических
разработок учителей.
8. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой грамотности
компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов «Финансы в кино», «Финансы
и литература», «Финансы и математика».
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
4.
Портал
«Профориентир».
«Мир
профессий»
–
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ 6. Сайт «Все о страховании» —
http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
6. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http://
www.taxru.com/blog/201302-10-10585
Дополнительная литература
1. Бэтчел, Б. Чего ты по-настоящему хочешь: как ставить цели и достигать их. — М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2020.
2. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для
общеобразовательных организаций / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС,
2020.
3. Насыева, Р. Монетные истории. — СПб.: ИЦ Свет, 2020. 4. Попова, Н. Финансы для
тинейджеров. — М.: Издательские решения, 2018.
5. Хоменко Е.Б., Кузнецова А.Г. Общественно-научные предметы. Финансовая
грамотность. Новый мир: 5-7 классы: учебник: в двух частях. — М.: Просвещение, 2023.
6. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М.: Попурри, 2020.
Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
2. http://www.banki.ru/products/deposits/
3. http://www.sravni.ru/vklady/
4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html 5. http://www.ndscalc.ru/

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».