Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением отдельных предметов)
Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для обучающихся 10 – 11 классов
ЕКАТЕРИНБУРГ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Финансовая грамотность» отражает современные тенденции развития
образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории,
географии, а также математики. Он направлен на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей
учащихся 10-11 классов. Одним из основных видов деятельности, способствующих
развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе
«Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам,
актуальным в современном мире, на основе личного участия, обучающегося в
определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных
проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме,
подведении итогов исследования.
Цели обучения:
∙ приобретение опыта решения задач на управление личными финансами учащимися
10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с применением
современных информационных и цифровых технологий;
∙ формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов для принятия
аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.
Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:
∙ раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;
∙ познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых денег;
∙ освоить механизм управления личными финансами;
∙ изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в современной
экономике;
∙ познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной
экономике;
∙ рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых
технологий в процессе финансового планирования;
∙ определить возможности формирования современной личности как условия поиска
себя в динамично меняющимся мире;
∙ исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для
реализации на уровне среднего общего образования. Реализация Программы рассчитана
на два года обучения (10—11 классы) по 1 часу в неделю в течение каждого года:
10 класс-34 часа
11 класс-34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты
Банковская система. Порядок начисления простых и сложных процентов. Порядок
возмещения вкладов. Основные параметры депозита. Как сберечь деньги с помощью
депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в
драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать
и какие условия предпочесть. Вид кредита – процентная ставка по кредиту. Ключевая
характеристика выбора депозита и кредита.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка
ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные
фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и
возможности.
Тема 3. Налоги: почему их надо платить.
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы
налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая
инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 4. Личное финансовое планирование.
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть
в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не
потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как
составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
11 класс
Тема 5. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам
пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном
обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность
пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного
фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке
пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на
расчет размера пенсии по формуле.
Тема 6. «Собственный бизнес: как создать и не потерять»
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования
для развития бизнеса, стартап, бухучет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль,
налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Тема 7. «Риски в мире денег: как защититься от разорения»
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации;
финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных
ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с
паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и
государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных
источников.
Тема 8. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах
жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды
страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и
интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров
страхования
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Финансовая
грамотность» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения,
хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение
к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия
человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение
к символам России, своего края, становление ценностного отношения к своей Родине —
России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег,
развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания
материальных и нематериальных богатств России.
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением об основах функционирования различных структур, явлений, процедур
гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению
этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки,
осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; мотивация
на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач в области финансов,
осознанием важности финансового образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором
и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию экономических
субъектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть экономические закономерности
в обществе;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
экономической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации, овладением языком экономики и финансовой
культуры как средством познания мира, овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности;
6)
физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
готовностью применять знания в области финансов в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей
их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения,
активность и самостоятельность в познавательной деятельности;
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения
этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки экономических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
проводить самостоятельно несложные доказательства фактов для принятия
решения в сфере финансовой грамотности, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания,
формулировать
вопросы,
фиксирующие
противоречие,
проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического
объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов,
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о
его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и
письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать
полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения,
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать
разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и
результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои
действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий
продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом
новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку,
давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
понимание сути управления личными финансами, целей сбережений,
возможностей и ограничений использования заёмных средств;
понимание сути посреднических операций, которые осуществляют
коммерческие банки;
усвоения отличий между пассивными операциями банка с населением,
связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями,
связанными с размещением привлечённых средств.
отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников;
находить информацию о видах лицензий, которые выданы коммерческому банку
Центральным банком.
использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при
выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций;
•анализировать информацию с сайтов коммерческих банков при выборе
коммерческого банка, банковскими продуктами которого хотелось бы воспользоваться
понимание того, что драгоценные металлы являются одним из альтернативных
вариантов размещения личных сбережений;
понимание рисков и возможностей при инвестировании личных сбережений в
драгоценные металлы;
понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты;
осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования
понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий
кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями.
идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа.
отличать условия, предлагаемые коммерческими банками, потребительскими
кооперативами и микрофинансовыми организациями, при предоставлении кредита или
займа;
анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с получением
кредита.
понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с
финансовыми рисками в силу высокой неопределённости и нестабильности ситуации на
финансовых рынках;
понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов
инвестирования;
понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования.
оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования;
выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня
риска и доходности;
соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций.
формулировать личные финансовые цели,
понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;
расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами
составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки
безопасности»
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
понимать особенности пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
понимать основы функционирования и организации бизнеса, структуре бизнесплана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
отличать виды финансовых мошенничеств и особенности их функционирования,
понимать способы идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых
финансовых продуктов;
понимать правила поведения при взаимодействии с различными финансовыми
институтами.
Оценка знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет
изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает
незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется
подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может
изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не
отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка решения тестовых заданий
«5» - правильно выполнено 100 - 90 % заданий;
«4» - правильно выполнено 89 – 66 % заданий;
«3» - правильно выполнено 60 – 51% заданий;
«2» - правильно выполнено 50 и менее % заданий.
Оценка решения практических задач
Объектом оценки является письменная работа с представленным ходом решения задачи.
Критерии оценки:
Формулирование целей и условий, в которых решается задача.
Определение (выявление в результате поиска) критериев
практической задачи.
3.
Оценка альтернатив.
4.
Обоснование итогового выбора.
1.
2.
решения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п
Наименование разделов и тем программы
1
Банковская система: услуги и продукты
2
Фондовый рынок: как его использовать для роста
доходов
3
4
5
Налоги: почему их надо платить
Личное финансовое планирование
Повторение, обобщение, систематизация знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
11 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем программы
Обеспеченная старость: возможности пенсионного
накопления
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Риски в мире денег: как защититься от разорения
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не
попасть в беду
Повторение и обобщение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количес
тво
часов
Всего
18
5
Электронные (ЦОР)
Портал МОИФИНАНСЫ.РФ
Персональный навигатор по
финансам (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)
4
5
2
34
Количес
тво
часов
Всего
8
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Анимированные презентации
по финансовой грамотности
для уроков в 5-7 классах Портал МОИФИНАНСЫ.РФ
(xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)
11
6
8
1
34
Портал МОИФИНАНСЫ.РФ
Персональный навигатор по
финансам (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п
Тема урока
Количество
часов
Всег
К/Р
о
1
1
4
5
Понятие банковской системы
Как сберечь деньги с помощью депозитов. Коммерческий
банк,
депозит, система страхования вкладов
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах
Кредитная история, проценты
Ипотека, кредитная карта
6
Автокредитование, потребительское кредитование
1
7
8
9
Понятие видов депозитов. Основные параметры депозита
Ключевая характеристика выбора депозита и кредита
Порядок начисления простых и сложных процентов
Практическая работа «Порядок начисления простых и
сложных процентов»
1
1
1
Порядок возмещения вкладов
Операции с драгоценными металлами.
1
1
2
3
10
11
12
13
14
15
1
1
1
Кредит: зачем он нужен и где его получить
17
18
1
Особенности функционирования банка как финансового
посредника
Особенности функционирования банка как финансового
посредника
Что такое ценные бумаги и какими они бывают
19
20
21
22
23
Финансовые риски и стратегии инвестирования
Задания по формированию
функциональной
грамотности
Инвестиции в золото и
другие драгоценные
металлы (fincult.info)
Анимированный
видеоматериал «Кредитные
советы» - Портал
МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)
Задания по формированию
функциональной
грамотности
1
1
1
Граждане на рынке ценных бумаг
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды
Валюта, валютный курс, рынок FOREX
Как купить квартиру в
ипотеку (fincult.info)
Задания по формированию
функциональной
грамотности
1
1
1
16
https://fincult.info/
Задания по формированию
функциональной
грамотности
1
1
Операции с банковскими картами
Виды кредитов, характеристики кредита
Параметры выбора необходимого вида кредита
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Курс видеолекций
«Фондовый рынок» - Портал
МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)
1
1
1
1
Курс валют: что такое
плавающий курс (fincult.info)
Задания по формированию
функциональной
грамотности
24
25
26
27
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами России
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный
бюджет
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный
бюджет
Ответственность за неуплату налогов
Личные финансы
28
29
30
1
1
1
1
1
Использование – анализа для выбора карьеры
Личные финансовые цели
Составление личного финансового плана
1
32
Личный бюджет.
33
Обобщение и повторение
34
Обобщение и повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
11 КЛАСС
1
1
1
34
1
2
3
Тема урока
Что такое пенсия и кому она положена
Государственная пенсионная система. Накопительная и
страховая пенсия.
От чего зависит размер пенсии и как его увеличить
От чего зависит размер пенсии и как его увеличить
4
5
6
7
8
Количество
часов
Всег
К/
о
р
1
1
1
Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать
9
10
11
12
1
Пишем бизнес-план
Расходы и доходы в собственном бизнесе
Налогообложение малого и среднего бизнеса
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Как устроена пенсионная
система (fincult.info)
Задания по формированию
функциональной
грамотности
1
1
1
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный
пенсионный фонд»
Личный финансовый план:
для чего нужен и как
составить (fincult.info)
1
1
Как выбрать программу пенсионного накопления
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
Курс видеолекций
«Управление личными
финансами» - Портал
МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)
1
1
31
№
Задания по формированию
функциональной
грамотности
Налоговый вычет
(fincult.info)
1
1
1
Что такое
негосударственные
пенсионные фонды(НПФ).
Как накопить на
дополнительную пенсию
(fincult.info)
Задания по формированию
функциональной
грамотности
Как разработать бизнесстратегию развития
компании (fincult.info)
13
14
С какими финансовыми рисками может встретиться
бизнесмен
Как создать стартап
Как создать стартап
15
16
17
18
19
22
23
Кто поможет в создании стартапа
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению
бизнеса.
Маркетинг.
Менеджмент
Риски в мире денег
Основные признаки и виды финансовых пирамид.
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при
работе в сети Интернет
Махинации с банковскими картами.
Махинации с кредитами
27
28
29
1
1
1
1
1
30
1
Зачем нужна страховка:
защищаем жизнь, здоровье,
дом и дачу (fincult.info)
1
1
31
Особенности выбора страховой компании
32
Обязательное и добровольное страхование
33
Выбор страховых продуктов
34
Обобщение и повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Задания по формированию
функциональной
грамотности
1
1
1
Страховой случай, страховая выплата
Алгоритм действий при наступлении страховых случаев
Задания по формированию
функциональной
грамотности
Финансовая пирамида: как
ее распознать (fincult.info)
Пять способов потерять
деньги, продавая вещи в
интернете (fincult.info)
1
1
Махинации с инвестициями
Страховой рынок России
Имущественное страхование: как защитить нажитое
состояние
Личное страхование, страхование ответственности
Задания по формированию
функциональной
грамотности
1
1
24
25
26
1
1
20
21
1
Задания по формированию
функциональной
грамотности
1
1
1
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. —
(Учимся разумному финансовому поведению).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека портала МОИ ФИНАНСЫ.РФ