ДООП Вокальный ансамбль Улыбка

I. Паспорт программы
Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Вокальный ансамбль»

Автор-составитель

Боровая Вера Павловна

Вид программы

Модифицированная.
Составлена на основе программ:
Программа «Вокальный ансамбль» изменена с учетом режима
и временных параметров осуществления деятельности.

Направленность

художественная

Форма реализации

очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

9 – 15 лет

Категории детей

Разновозрастная: младшая, средняя.

Уровень освоения
программы

Базовый

Краткая аннотация

Вокальный ансамбль - один из видов коллективной
исполнительской деятельности. Оно способствует развитию
певческой культуры детей, их общему и музыкальному
развитию; воспитанию духовного мира, становлению их
мировоззрения, формированию личности.
Программа направлена на формирование вокально-хоровых
навыков, усвоение теоретического материала, развитие
творческих способностей, формирование музыкального вкуса,
расширение музыкального кругозора учащихся, привитие
интереса к музыкальной культуре.
Программа адресована учащимся младшего, среднего и
старшего школьного возраста.
Срок реализации -1 год. Программа рассчитана на 180 часов в
год, групповые занятия проводятся два раза в неделю по два с
половиной академических часа. Практическая часть
программы
осуществляется
через
различные
виды
музыкальной
деятельности:
вокально-хоровая
работа
(распевка, пение вокально-хоровых упражнений); работа над
музыкальными
произведениями;
слушание
музыки;
концертная деятельность. Состав групп разновозрастной.

II. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный
ансамбль» составлена на основе нормативных документов:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14,
48, 75/;
–

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;

–

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (письмо министерства образования и науки РФ №
09-3242 от 18.11.2015);

–

Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства
РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;

–

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;

–

Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в
РФ до 2020 года;

–

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;

–

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;

–

Устава МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением отдельных предметов;

–

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы МАОУ СОШ № 145 с
углубленным изучением отдельных предметов ;

–

Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации
обучающихся МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением
отдельных предметов.

Направленность данной программы–художественная.
Программа реализуется в форме кружка.
Разработана на основе:
-Программы «Студия вокала», И.Н. Ходнева
- Программы «Певческая школа» В. В. Емельянова,
-Программы «Народное пение» И. А. Ильина,
-Программы «Сольное пение» Р.А. Жданова

Отличительная особенность программы «Вокальный ансамбль» заключается в том,
что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые хотят научиться
красиво и грамотно петь. При этом образовательной программой охвачены дети с
различными музыкальными способностями, разного возраста и имеющие разные
стартовые способности.
Новизна программы:
1. В данной программе, помимо эстрадного вокала, уделяется внимание и народностилизованному пению. В большей степени это реализуется на индивидуальных занятиях
с детьми, имеющими тембральную предрасположенность голоса к особенностям
народного звукоизвлечения.
Для успешной реализации данной программы предполагается использование
развивающих образовательных технологий:
- технология интерактивного обучения;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развития голоса и слуха;
- технология личностно-ориентированного обучения;
2. в применении на занятиях помимо традиционных методик обучения школьников
пению, разнообразных эффективных методов и приёмов обучения, взятых из книг,
учебных пособий, методических рекомендаций, упражнений, видео-уроков известных
востребованных педагогов вокалистов с большим опытом работы (этот материал
систематизирован в электронном виде).

Актуальность программы «Вокальный ансамбль» состоит в том, что она позволяет
развивать детей, имеющих интерес и потребность в пении в рамках общеобразовательной
школы, давая им возможность для творческого самовыражения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что на занятиях
развиваются музыкально-творческие способности детей, формируется эстетический вкус,
улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Пение несет в себе
большой воспитательный потенциал. Увлеченность любимым делом помогает
преодолевать детям многие трудности в учебном процессе в целом. Также развиваются
позитивные личностные качества воспитанников: организованность, сплочённость,
ответственность, добросовестность, умение работать как самостоятельно, так и в
коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации обучающихся.
Цели и задачи
Целью данной программы является приобщение детей к вокальному искусству через
активную музыкально-творческую деятельность, реализуемую в ансамблевом и сольном
пении по направлению эстрадный и народный вокал.
Задачи:
обучающие:
- формировать основные вокально-певческие умения и навыки(певческая установка,
дыхание, звукообразование, звуковедение, артикуляция, дикция);
- формировать навыки двухголосного пения в ансамбле, эмоционально-выразительного
исполнения детских эстрадных песен, исполнения народных песен с музыкальным
сопровождением, а также acapella;
- формировать знания, способствующие правильному пониманию процесса пения (знание
теории);
- формировать чувство самоконтроля, необходимое для успешного освоения и
закрепления вокальных умений и навыков;

- формировать навыки выразительного и эмоционально яркого исполнения выученных
песен;
-формировать навыки исполнения эстрадных песен с микрофоном под минусовую
фонограмму;
-формировать навыки исполнительства без участия дирижёра;
развивающие:
- развивать музыкальный слух, голос, музыкальную память, чувства ритма, лада, чистоту
интонации;
- развивать исполнительскую и сценическую культуру;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности
обучающихся;
воспитательные:
-воспитывать музыкальный вкус, исполнительскую культуру;
-воспитывать понимание общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
Формы и режим занятий:
Возраст детей. В реализации данной программы участвуют обучающиеся младшего,
среднего и старшего школьного возраста (9-15 лет).
Срок реализации программы 1 год.
Количество занимающихся: 15 обучающихся. Группа разновозрастная.
Форма проведения занятий:
- групповая;
- самостоятельная, предполагающая работу с музыкальным материалом дома, закрепляя и
отрабатывая полученные знания и умения.
Режим занятий.
Занятия вокального ансамбля «Улыбка» проводятся два раза в неделю, 2,5 занятия по 30
минут с перерывом на отдых между занятиями- 10 минут (100 минут). Режим занятия: 30
минут занятие (в т.ч 5 минут –организационный момент), 10 минут перерыв, 30 минутзанятие, 10 минут перерыв, 20 минут занятие.
Общая продолжительность образовательного процесса составляет 180 часов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный
ансамбль» реализуется в течениевсего учебного года, включая каникулярное время.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории
муниципального образования «Екатеринбург» предусмотрена возможность
использования образовательных технологий, позволяющих обеспечивать
взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на
расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети должны:
-владеть навыками правильного дыхания;
-правильно распределять дыхание;
-петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь без напряжения и форсирования голоса;
-выразительно и осмысленно петь выученные песни;
-чисто интонировать мелодию песни;
-петь ритмично, слаженно;
- владеть хорошей дикцией и артикуляцией;
- умение петь а капелла в унисон;
-уметь исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим

вокальную партию аккомпанементом;
-уметь исполнять песни с элементами двухголосия;
-петь выученные песни (эстрадные) с микрофоном под минусовую фонограмму;
- владеть навыками вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать
пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять
музыкальные, вокальные ударения, правильно распределять дыхание во фразе, уметь
делать кульминацию);
- владеть правильной артикуляцией и дикцией;
Формирование и развитие ключевых компетенций.
Ценностно-смысловые компетенции:
- обучающиеся демонстрируют личное понимание и отношение к смыслу, характеру
песни;
-проживают образы во время исполнения;
-совместно с педагогом ищут различные исполнительские решения, в том числе
предлагают и собственные версии (особенно на индивидуальном вокале);
Учебно-познавательные компетенции:
-обучащиеся собирают информацию о композиторе, исполнителях, анализируют
существующие вокальные трактовки, сопоставляют со своим видением, моделируют
образ;
-обучающие демонстрируют знание теории по изучаемым темам, владеют специальной
терминологией, понимают механизмы изучаемых навыков;
Информационные компетенции:
-самостоятельная работа с микрофонами, минусовыми фонограммами, Интернет
ресурсами;
- самостоятельный поиск различных версий исполнения песни;
Коммуникативные компетенции:
-учащиеся работают в команде (ансамбле), а также соло и публично презентуют свой
продукт на концертах , фестивалях, конкурсах;
- отстаивают свою точку зрения;
- учатся взаимодействовать друг с другом в коллективе, уважать мнения каждого;
Компетенции личностного самосовершенствования:
-помогают развивать потребность к самовоспитанию, самообучению, самоконтролю,
критическому мышлению;
- способствуют формированию и развитию, индивидуального стиля мышления,
познавательной и творческой деятельности;
- помогает повышать эмоциональную устойчивость;
- развивает настойчивость, терпение, дисциплинированность, ответственность за
результат, дружелюбие, терпимость, доброжелательность уважение друг к другу;
- проявляет в работе новые творческие инициативы.
- становится более успешным в публичных выступлениях, конкурсах.
Компетенции здоровьесбережения:
-развивается уверенность в себе, психоэмоциональная устойчивость,
- уходит боязнь сцены, что влияет на успешность в публичных выступлениях;
- благодаря постоянным дыхательным упражнениям и физической нагрузке дети реже
болеют;
- знание правильного режима питания, гигиены голоса, бережного отношения кнему;
Общекультурные компетенции:
- воспитание музыкального вкуса;
- умение выбирать среди множества отечественных и зарубежных исполнителей более
достойных, правильно и красиво поющих, умение сравнивать, оценивать, аргументируя
свои выводы;
-умение понимать недостатки и достоинства исполнителей;
- выработка собственного стиля исполнения (на индивидуальных занятиях);
- потребность слушать музыку в записях, посещать концерты, конкурсы, фестивали не

только в качестве исполнителей, но и слушателей;
- умение обсуждать, критически оценивать свои выступления;
Чаще интересоваться, что слушают и смотрят, указывать на недостатки и подчёркивать
достоинства исполнителей. Не допускать слепого подражательства, не создавать кумиров.
Аттестация обучающихся
-промежуточная аттестацию (по окончании каждого полугодия)
-итоговая аттестацию (по результатам освоения программы).
Формы аттестации:
- тестирование (по знанию теории);
- участие в концертах, конкурсах и фестивалях;
- отчётные концерты для родителей;
III. Учебный план
№

1.

2.

Наименование
разделов и тем
Вокально-певческая
установка. Певческое
дыхание.
Звуковедение. Чистота
интонирования.

Общее количество часов
Всего

Теория

Практика

30

10

20

Наблюдение. Беседы.
Практические
задания, наблюдение.
34

10

24

3.

Артикуляция. Дикция.

33

7

26

4.

Формирование чувства
ансамбля.

24

5

19

5

Работа над
репертуаром.

23

4

19

6

Формирование
сценической культуры.
Работа с фонограммой,
микрофонами.
Итоговая аттестация

34

10

24

7

Итого:

Форма аттестации \
контроля

2

180

2

-

46

134

Исполнение
упражнений на
проверку
правильности
формирования
гласных. Исполнение
скороговорок.
Проверка качества их
исполнения методом
наблюдения
(слухового и
визуального).
Концерты, фестивали,
конкурсы.
Проверка знания
исполняемых
произведений
методом наблюдения,
опроса.
Выступления на
концертах, конкурсах,
фестивалях.
Отчетный концерт.
Тестирование ( для
проверки знания
теории)

IV. Содержание программы
Вводная беседа.
Теория. Объяснение целей и задач вокального кружка. Знакомство со строением
голосового аппарата, с правилами техники безопасности. Беседа о гигиене голоса,
ознакомление с профилактикой его перегрузки и заболеваний.
Развитие вокально-певческих навыков:
Вокально-певческая установка.
Практика.
Правильное положение корпуса, шеи, головы, рук, ног в процессе пения. Пение в
положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении.
Выработка певческого дыхания.
Теория:
Понятие о певческом дыхании.
Практика.
Упражнения на вдох и выдох. Дыхание перед началом пения. Правила дыхания – вдоха,
выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства
«опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами;
специальные упражнения, формирующие певческое дыхание; постепенное удлинение
выдоха.

Звукообразование. Звуковедение. Чистота интонирования.
Теория
Формирование вокального звука. Атака-начало певческого звука. Виды атаки (мягкая,
твёрдая, придыхательная).
Практика.
Освоение основных приемов звуковедения (штрихов):
Пение legato, staccato, non legato. Избегание форсирования звука при пении. Правильное
положение языка, губ, нёба, челюстей при пении. Работа над ровностью звучания во всём
диапазоне голоса. Работа над чистотой интонирования.
Работа над артикуляцией и дикцией.
Практика.
Работа над правильным и отчетливым, понятным произношением звуков.Работа над
правильным формированием гласных, их переходом от одной к другой (в разных
сочетаниях).Работа над согласными звуками в сочетаниях с разными гласными с
помощью упражнений, распевок. Работа над ясным, чётким, разборчивым произнесением
текста. Освоение особенностей певческой орфоэпии(правильного произношение гласных
и согласных в словах и их сочетаниях в процессе пения). Упражнения, скороговорки,
направленные на тренировку мышц речевого аппарата, на достижение их свободной
подвижности, активности, на снятие зажимов нижней челюсти, на активизацию губ и
языка. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение
их округлять, стремление к чистоте звучания безударных гласных), быстрое и чёткое
произнесение согласных.
Работа с песенным материалом.
Теория
Выстраивание драматургии песни, работа над выразительностью, музыкальностью
исполнения.
Знакомство с записью песни в хорошем, качественном исполнении.
Практика
Прослушивание, разучивание по слуху. Разбор особенностей мелодии, ритма, словесного

текста, образного содержания песни. Разбор фразировки, вытекающей из музыкального и
текстового содержания. Разучивание по фразам подражательным путём (с голоса учителя,
либо после проигрывания на музыкальном инструменте) по слуху. Отработка
интонационных и ритмических трудностей с помощью многократного повторения,
простукивания ритмического рисунка.
Формирование чувства ансамбля.
Теория:
Понимание языка жестов: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения».
Работа над чистым звучанием унисона, устойчивой интонацией.
Практика
Развитие ансамблевых навыков – умение держать строй, чисто интонировать. Освоение
интонирования мажорной и минорной гамм, интервалов, освоение интонационных
трудностей, встречающихся в разучиваемых песнях. Отработка единой манеры
звукообразования, ритмической и темповой слитности, синхронности, динамической
ровности голосов. Выработка одновременного начала и окончания песни в целом или
отдельных её частей, фраз.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Практика
Развитие артистических способностей.
Работа над образом. Понимание содержания песни.
Пантомимические упражнения. Отработка движений, танцевальных элементов в
некоторых песнях. .Пение под фонограмму. Работа над выразительностью исполнения
выученных песен.
Органы слуха, голоса, дыхания - это единый сложный певческий механизм. Между
звеньями этого механизма существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать.
Поэтому, какая бы задача на уроке не стояла (например, укрепить дыхание, улучшить
дикцию, интонировать чище, петь ритмичнее в разучиваемой песне и т. д.), воспитание
«вокальной речи» должно совершаться в едином комплексе. Так, работая над дикцией,
надо в то же время следить и за правильностью дыхания, и за чистотой интонации, и за
качеством звука и т.д.
В процессе своей работы над формированием и развитием музыкальнопевческих способностей использовала следующие методы обучения:
- фонетический;
- «концентрический» метод М. Глинки;
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- метод мысленного пения;
- метод сравнительного анализа.
Основные упражнения:
- упражнения на разогрев аппарата;
- упражнения на расширение дыхания;
- упражнения на расширение диапазона;
- упражнения на устойчивость интонации;
- упражнения на гибкость голоса;
- артикуляционные упражнения;
- ритмические упражнения;
- упражнения на дикцию;
Этапы работы над песней:
- прослушивание песни;
- разбор особенностей мелодии;
- заучивание и осмысливание текста;
- разучивание по фразам;
- работа над чистотой интонации;
- работа над ритмом;
- работа над динамикой, характером;
- работа над ансамблем;

- работа над выразительным исполнением;
- работа над сценическим образом.

Календарный учебный график
1. Даты начала и окончания учебного года.
Начало учебного года - 1 сентября 2025 года
Окончание учебного года: 26 мая 2026 года
2. Продолжительность учебного года, четвертей
Четверть
I четверть
(8 недель/ 40 дней)
II четверть
(8недель/ 40 дней)
III четверть
1 кл.(10 недель/ 50 дней)
2-11 кл. (11 недель/55 дней
IV четверть
(7 недель/35 дней)

Период проведения занятий по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам
01.09.2025-24.10.2025
05.11.2025-30.12.2025
12.01.2026- 27.03.2026

06.04.2026- 26.05.2026

3. Сроки и продолжительность каникул.
Каникулы

Дата

Осенние
Зимние
Весенние
Дополнительные
каникулы для 1 классов

начало
25.10.2025
31.12.2025
28.03.2026
14.02.2026

Продолжительность
окончание
02.11.2025
11.01.2026
05.04.2026
22.02.2026

9 дней
12 дней
9 дней
9 дней

Неучебные дни, связанные с государственными праздниками: 03-04 ноября 2025г.,31 декабря 2025г.,
23 февраля 2026г.,09 марта 2026г., 01,11 мая 2026 г.

IV. Методическое обеспечение программы.
Раздел

Вокальнопевческая
установка.
Певческое
дыхание.

Форма занятия

Лекция, беседа,
объяснение,
демонстрация
технического
действия,
практическое
занятие

Приёмы и методы
учебновоспитательного
процесса

Дидактический материал,
техническое оснащение
занятий

Рассказ. Правила
дыхания при пении.
Инструкции по
технике безопасности.
Нормативные
документы по
дополнительному
образованию.

Инструктивные карты,
дидактические игры,
методические рекомендации
по певческому дыханию.

Звуковедение.
Чистота
интонирования.

Объяснение,
демонстрация,
практическое
занятие,
прослушивание
аудио записей

Повторный,
дифференцированный,
игровой методы, метод
сравнительного
анализа

Методические
рекомендации. аудио и
видеозаписи, синтезатор,
дидактические игры

VII. Список литературы.
7. Список литературы.
1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
2. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
3.«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние
эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство»
Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого
голоса./Н.Г. Юренева- Княжинская. М:.2008.
4.Виноградов К.П. Работа над дикцией.Л.1968.
5.Далецкий О. Н. «О пении»
6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
8. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».
9. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг».СПб.,М.,Краснодар, 2007.
10.Жарова Л. М. «Начальный этап обучения хоровому пению»// Работа с детским хором:
Сб. статей/ под ред. В. Соколова. – М.: Музыка, 1981
11.Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977.
12.Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ
классик», 2006.
13. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе» - М. 1964.
14. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997.
15. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
16. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987.
17. Мешко Н.К. «Искусство народного пения», «Методика и система распеваний»,
«Искусство и ремесло», изд. НОУ Луч, М. 1996, 2000.
18. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов. — М.: Айриспресс,2007г.
19. Огороднов В. Вокальное искусство. Л. 1992.
20. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
21. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
22. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
23. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
24. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981.
25. Осеннева М.С., Самарин В. «Методика работы с детским вокально-хоровым
коллективом»/ Учебное пособие, 2-е издание. – М.: Академия, 1999.
26. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших
школьников. М.; «Академия», 2001.
27. Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». – М.: Прометей,
1992.
28. Соколов В. Г. «Работа с хором»/ Учебное пособие. – М, 1983.
- Видеоуроки, вокальные упражнения, распевки, мастер-классы Мешко Н, Арзамасцева
А., Цукановой И., Кравченко Н., Ахмедовой - Вапаевой Н., Сета Риггса и др.

VIII. Сведения о составителе
Боровая Вера Павловна:
- Окончила Магаданское музыкальное училище по специальности «Теория
музыки» в 1982 г. (присвоена квалификация преподавателя ДМШ по сольфеджио,
музыкальной литературе и общему фортепиано).
- Окончила ДВПИИ: Дальневосточный педагогический институт искусств в 1987 г.
по специальности «Музыковедение» (присвоена квалификация музыковеда преподавателя).
Высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».