Паспорт программы
Название программы
Автор-составитель
Вид программы
Направленность
Форма реализации
Срок реализации
Возраст обучающихся
Категория детей
Уровень
освоения
программы
Краткая аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный шахматист»
Маликова Чынар Турдалиевна,
педагог дополнительного
образования, высшая
квалификационная категория
Модифицированная.
Составлена на основе
программ:
- Программы «Шахматы - школе» под редакцией
И.Г.Сухина. в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования и обеспечена УМК
(учебники, методические рекомендации для педагога
составлены автором программы И.С.Сухиным);
- Программы внеурочной деятельности (начальное и
основное общее образование) Горский В.А.,
ТимофеевА.А., Смирнов Д.В и др.
физкультурно-спортивная
Очная
1 год
10-13 лет (4-6 класс)
Учащиеся младшего и среднего школьного возраста
Базовый
Программа направлена на создание условий для
личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования
общей
культуры
и
организации
содержательного досуга посредством обучения игре в
шахматы. Способствует у ребенка эмоционального
сознания, улучшают память и обучают стратегии.
Основными педагогическими формами реализации
программы являются теоретические и практические занятия
с участием обучающихся в шахматных турнирах.
ДООП «Юный шахматист» рассчитана:
на 144 часа – 2 раза в неделю по 2 занятия.
Комплекс основных характеристик ДООП «Юный шахматист»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» /статьи 2, 12, 13. 14, 48, 75/;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам";
- Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (письмо Министерства образования и науки РФ № 093242 от 15.11.2015г);
- Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014г. № 1726-р 2014г./;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М: Просвещение, 2010/;
- Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей РФ до
2020 года;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года
№ 41 "Об утверждении Сан Пин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей";
- Устав МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением отдельных предметов;
- Положение о структуре порядке разработки и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы МАОУ СОШ № 145 с
углубленным изучением отдельных предметов;
- Положение о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся
МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением отдельных предметов.
1.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Программа реализуется в форме кружка.
Разработана на основе:
- Программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина. в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники,
методические рекомендации для педагога составлены автором программы И.С.Сухиным);
- Программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)
Горский В.А., ТимофеевА.А., Смирнов Д.В и др.
Отличительная особенность программы является индивидуальный подход к каждому
обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Данная методика
повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий
осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью
3
обучающегося на занятии.
Каждое занятие, сыгранная партия, шахматная задача тщательно разбираются,
анализируются педагогом и детьми. Исследовательская деятельность в шахматах
имеетнеограниченные возможности. Каждый ребёнок становится исследователем с того
момента, как научился правильно ходить фигурами. В процессе обучения применяются
разнообразные методы, приёмы и средства: беседы, объяснения, демонстрация различных
комбинаций на демонстрационной шахматной доске, задание по составлению комбинаций
на определённую тему, наборы карточек с упражнениями, анализ партий и др.
Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом
дидактического материала (карточки, шахматные задачи и этюды) активизирующих
общие и индивидуальные логические особенности обучающихся.
Актуальность программы заключается в том, что увлечение шахматами увеличивает
концентрацию внимания ребенка на занятиях, делает ребенка более собранным, развивает
аналитические способности, приучает детей анализировать жизненные ситуации, делает
их более самостоятельными.
Игра в шахматы способствует развитию наглядно-образного мышления, зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремлённость.
Было доказано экспериментально, что дети, занимающиеся шахматами, лучше успевают в
школе, становятся более самостоятельными.
Шахматы способствуют формированию здорового образа жизни, воспитывают волю
к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности. Важное значение, при
изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на
занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, партий, создания
игровых ситуаций.
Программа «Юный шахматист» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса.
Адресат программы: обучающиеся младшего, среднего школьного возраста
10-13 лет. Группы разновозрастные.
Срок реализации данной программы – 1 год.
Объем освоения программы: 144 учебных часа в год (2 раз в неделю).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю - по 2 часа. Занятия по 45 минут с
перерывом на отдых между занятиями – 10 минут.
Наполняемость групп: Количество занимающихся 10-12 человек.
Группа разновозрастная. В группе занимаются мальчики и девочки.
Особенности набора обучающихся в группу: прием на обучение по ДООП «Юный
4
шахматист» осуществляется для всех желающих без предъявления требований к уровню
подготовки, способностям обучающихся.
Форма обучения: очная.
Фома проведения занятий:
Групповые практические занятия;
Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
Индивидуальные занятия с отдельными обучающимися;
Самостоятельные тренировки по заданию педагога;
Участие в шахматных турнирах.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в
себя часы теории и практики. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный шахматист» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории
муниципального образования «Екатеринбург» предусмотрена возможность использования
образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и
педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во
время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий,
а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
-способствовать активизации мыслительной деятельности школьника;
5
- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
Воспитывающие:
- воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в
своих силах, самостоятельность в принятии решений.
1.2. Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
- разовьется этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживания чувствам других людей;
- разовьется интерес к изучению математики.
Личностные:
- разовьется самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- будут развиты: память, внимательность, мышление (наглядно-образное), волевые
качества личности.
Предметные:
- познакомятся с шахматными терминами и шахматным кодексом;
- научаться играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
- сформируется умение ставить мат с разных позиций;
- умение решать комбинации;
- применять элементарные тактические приемы и приемы эндшпиля.
Содержание программы
Учебный план
Количество
№
часов
Наименование темы
Всего
теория
практ.
Блок 1. Введение в мир шахмат
6
3
3
1.1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности, по ПДД.
2
1
1
1.2.
Повторение пройденного материала.
2
1
1
1.3.
Краткая история развития шахмат.
2
1
1
Блок 2. Шахматная нотация.
17
4
13
Обозначение горизонталей и вертикалей,
полей, шахматных фигур.
4
1
3
п/п
2.1.
Форма
контроля
Вопросы,
викторины,
6
2.2.
Краткая и полная шахматная нотация.
2
1
1
2.3.
Дидактические задания: «Кто быстрее»,
«Вижу цель».
Запись шахматной партии. Запись
начального положения.
Разыгрывание
учебных
партий.
Поучительные примеры.
Блок 3. Ценность шахматных фигур.
2
-
2
4
1
3
5
1
4
13
3
10
3.1.
Сравнительная сила фигур.
2
1
1
3.2.
Достижение
материального
позиционного перевеса.
Дидактические игры и задания: «Кто
сильнее», «Выигрыш материала».
Обобщение и закрепление материала.
5
2
3
4
-
4
2
-
2
Блок 4. Техника матования одинокого
короля.
28
5
23
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания: «Мат или
пат», «Ограниченный король».
Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания: «На
крайнюю линию», «Мат в один ход»,
«Мат в два хода».
Внутренний турнир по шахматам «Белая
ладья».
Блок 5. Достижение мата без жертвы
материала.
4
2
4
1
1
-
3
1
4
5
4
5
1
1
1
4
3
4
4
-
4
16
4
12
Учебные положения на мат в два хода в
дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Решение задач на мат в два хода. Защита
от мата.
Цугцванг.
5
2
3
5
1
4
2
1
1
Дидактические задания: «Объяви мат в
два хода».
Блок 6. Шахматная комбинация.
4
-
4
64
17
47
5
2
3
2.4.
2.5.
3.3.
3.4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.1.
Достижение
шахматного
комбинации).
и
мата
путем
жертвы
материала
(матовые
Вопросы,
загадки,
викторины,
дидактически
е игры и
задания
Вопросы,
викторины,
дидактически
е игры и
задания,
шахматные
задачи и
этюды
Вопросы,
тесты,
дидактически
е задания,
шахматные
задачи и
этюды
Вопросы,
тесты,
дидактическ
ие задания,
шахматные
задачи и
этюды
7
6.2.
Типы матовых комбинаций.
Дидактические задания: «Объяви мат в
два хода»
5
1
4
6.3.
Разрушения королевского прикрытия.
4
1
3
6.4.
Комбинации на отвлечение и завлечение.
8
3
5
6.5.
Блокировка, освобождения пространства,
уничтожения защиты.
5
2
3
6.6.
Решение задач на блокировки,
освобождения пространства,
уничтожения защиты.
5
1
4
6.7.
Шахматные комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса.
6
1
5
6.8.
Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые
комбинации и др.).
6
2
4
6.9.
Решение задач на вечный шах, пат.
6
1
5
6.10.
Итоговое соревнование «Чемпион».
4
-
4
6.11.
Конкурсы решения задач и этюд.
6
1
5
6.12.
Обобщение и закрепление программного
материала.
2
1
1
6.13.
Итоговое занятие.
2
1
1
144
36
108
Всего
Вопросы,
тесты,
дидактическ
ие задания,
шахматные
задачи и
этюды,
турниры,
разыгрывани
е партий
8
Содержание учебного плана программы
Блок 1. Введение в мир шахмат
1.1. Тема: Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности и пожарной
безопасности.
Теория: Знакомство с правилами поведения в учреждении, техникой безопасности, ПДД.
1.2. Тема: Повторение пройденного материала.
Теория: Повторение пройденного материала за первый год обучения.
Практика: Разыгрывание шахматной партии.
1.3. Тема: Краткая история развития шахмат.
Теория: История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты
мира.
Практика: Час вопросов и ответов.
Блок 2. Шахматная нотация.
2.1. Тема: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.
Теория: Изучение обозначения горизонтальных и вертикальных линий,
полей, фигур.
Практика: Умение вести запись позиций.
2.2. Тема: Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Теория: Изучение записи ходов, запись шахматной партии от начала до конца.
Практика: Умение самостоятельно вести запись шахматной партии.
2.3. Тема: Дидактические задания: «Кто быстрее», «Вижу цель».
Практика: Дидактические задания: «Кто быстрее», «Вижу цель».
2.4. Тема: Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Теория: Знакомство с записью начального положения.
Практика: Запись шахматной партии.
2.5. Тема: Разыгрывание учебных партий. Поучительные примеры.
Теория: Разбор и анализ учебных поучительных партий.
Практика: Игровая практика. Обобщение и закрепление материала.
Блок 3. Шахматная нотация.
3.1. Тема: Сравнительная сила фигур.
Теория: Знакомство с ценностями шахматных фигур.
Практика: Дидактические задания: «Кто сильнее».
3.2. Тема: Достижение материального и позиционного перевеса. Способы защиты.
Теория: Изучение достижения материального и позиционного перевеса во время парии.
Практика: Анализ и разбор учебных позиций.
3.3. Тема: Дидактические игры и задания: «Кто сильнее», «Выигрыш материала».
Практика: Дидактические игры и задания: «Кто сильнее», «Выигрыщ материала».
3.4. Тема: Обобщение и закрепление материала.
Практика: Обобщение и закрепление материала.
Блок 4. Техника матования одинокого короля.
4.1. Тема: Две ладьи против короля.
9
Теория: Изучить технический приём в эндшпиле мат двумя ладьями одинокого короля.
Практика: Учебно-тренировочное занятие.
4.2. Тема: Ферзь и ладья против короля.
Теория: Изучение матования одинокого короля с ферзем и ладьей.
Практика: Решение задач и этюд.
4.3. Тема: Дидактические игры и задания: «Мат или пат», «Ограниченный король».
Практика: Дидактические игры и задания: «Мат или пат», «Ограниченный король».
4.4. Тема: Король и ферзь против короля.
Теория: Изучить технический приём в эндшпиле мат ферзём и королём одинокого короля.
Практика: Практическая игра. Решение задач и этюд.
4.5. Тема: Король и ладья против короля.
Теория: Изучить технический приём в эндшпиле мат ладьей и королём одинокого короля.
Практика: Решение задач и этюд.
4.6. Тема: Дидактические игры и задания: «На крайнюю линию», «Мат в один ход»,
«Мат в два хода».
Практика: Дидактические игры и задания: «На крайнюю линию», «Мат в один ход»,
«Мат в два хода».
4.7. Тема: Внутренний турнир по шахматам «Белая ладья».
Практика: Внутренний турнир по шахматам «Белая ладья».
Блок 5. Достижение мата без жертвы материала.
5.1. Тема: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и
эндшпиле.
Теория: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Практика: Учебно-тренировочное занятие.
5.2. Тема: Решение задач на мат в два хода. Защита от мата.
Теория: Изучение защиты от мата.
Практика: Решение задач на мат в два хода.
5.3. Тема: Цугцванг.
Теория: Знакомство с понятием цугцванг.
Практика: Разбор позиций на цугцванг.
5.4. Тема: Дидактические задания: «Объяви мат в два хода».
Практика: Дидактические задания: «Объяви мат в два хода».
Блок 6. Шахматная комбинация.
6.1. Тема: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые
комбинации).
Теория: Достижение мата путем жертвы шахматного материала.
Практика: Разбор и анализ учебных позиций.
6.2. Тема: Типы матовых комбинаций. Дидактические задания: «Объяви мат в два
хода».
Теория: Изучение типов матовых комбинаций.
Практика: Дидактические задания: «Объяви мат в два хода»
6.3. Тема: Разрушения королевского прикрытия.
Теория: Изучение и анализ различных позиций, в которых разрушается пешечное
прикрытие короля.
Практика: Разыгрывание учебных позиций.
10
6.4. Тема: Комбинации на отвлечение и завлечение.
Теория: Знакомство с приемами комбинаций отвлечение и завлечение.
Практика: Решение задач на отвлечение и завлечение.
6.5. Тема: Блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты.
Теория: Знакомство с приемом блокировки, освобождение пространства, уничтожение
защиты.
Практика: Разбор и анализ учебных позиций. Разыгрывание шахматных партий.
6.6. Тема: Решение задач на блокировки, освобождения пространства, уничтожения
защиты.
Практика: Решение задач на блокировку, на освобождения пространства, на уничтожения
защиты.
6.7. Тема: Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Теория: Знакомство с приемом комбинаций, ведущие к достижению материального
перевеса.
Практика: Разбор и анализ учебных позиций. Учебно-тренировочное занятие.
6.8. Тема: Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах,
патовые комбинации и др).
Теория: Изучение ничейных, патовых комбинаций.
Практика: Разбор и анализ учебных позиций. Решение упражнений.
6.9. Тема: Решение задач на вечный шах, пат.
Практика: Решение задач.
6.10. Тема: Итоговое соревнование «Чемпион».
Практика: Проведение итогового соревнования среди обучающихся групп. 6.11. Тема:
Конкурсы решения задач и этюд. Обобщение и закрепление программного
материала.
Практика: Решение шахматных задач и этюд. Повторение.
6.12. Тема: Обобщение и закрепление программного материала.
Практика: Повторение.
6.13. Тема: Итоговое занятие.
Ожидаемые результаты после обучения:
– уметь видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и
создавать угрозы;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и
двойной шах;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– реализовывать большое материальное преимущество.
11
2.
Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
1. Даты начала и окончания учебного года.
Начало учебного года - 1 сентября 2025 года
Окончание учебного года: 26 мая 2026 года
2. Продолжительность учебного года, четвертей
Четверть
I четверть
(8 недель/ 40 дней)
II четверть
(8недель/ 40 дней)
III четверть
1 кл.(10 недель/ 50 дней)
2-11 кл. (11 недель/55 дней
IV четверть
(7 недель/35 дней)
Период проведения занятий по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим
программам
01.09.2025-24.10.2025
05.11.2025-30.12.2025
12.01.2026- 27.03.2026
06.04.2026- 26.05.2026
3. Сроки и продолжительность каникул.
Каникулы
Дата
начало
25.10.2025
31.12.2025
28.03.2026
14.02.2026
Осенние
Зимние
Весенние
Дополнительные
каникулы для 1 классов
Продолжительность
окончание
02.11.2025
11.01.2026
05.04.2026
22.02.2026
9 дней
12 дней
9 дней
9 дней
Неучебные дни, связанные с государственными праздниками: 03-04 ноября 2025г.,31 декабря 2025г.,
23 февраля 2026г., 09 марта 2026г., 01,11 мая 2026 г.
2.2
Условия
реализации
программы
Методическое обеспечение программы.
Программа обеспечена пособиями, дидактическими материалами, раздаточными
материалами, в наличии презентации, видеоматериалы согласно учебному (тематическому)
плану.
Видео-занятия:
https://vk.com/club198452999?z=video198452999_456239036%2F4554d03d5fdf4348d6%2Fpl_wall_-198452999
Презентации:
https://drive.google.com/file/d/14vjpV6J0yeAJmi6qcez9RCjJiEcTb6zK/view?usp=sharing
12
https://drive.google.com/file/d/1qsIGGhSSLo74iw_6jRT0EUQJUlH1oCa/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1sEspaeJ82Zyug0Ayszk7wVq3kSnSm5k-/view?usp=sharing
Раздаточные материалы:
https://drive.google.com/file/d/1bSlo-gwoe2eMvdtAerkgQi4fl4aeHOkR/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1LBdWrYLwmQZ7mxIVNBqmSdFxakOy6AIU/view?usp=sharing
2.2. Формы контроля и аттестации
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы
аттестации:
1. Текущий контроль
устный опрос;
решение дидактических игр и заданий;
2. Участие в соревнованиях (во втором полугодии):
квалификационные турниры;
шахматные турниры;
3. Промежуточная аттестация (в конце учебного года):
контрольная работа;
тестовые задания;
решение упражнений.
2.3. Материально – техническое обеспечение программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование оборудования
Демонстрационная шахматная доска с магнитными
фигурами
Доска школьная
Настольные шахматы с фигурами
Парта ученическая
Стол педагога
Стул мягкий
Стул ученический
Шахматные часы
Шкаф книжный
Количество (шт)
1
1
6
6
1
1
12
5
1
Список литературы
Для педагога:
1. И.Г. Сухин Шахматы Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 1, 2. О.
Духовное возрождение 2012.
2. И.Г. Сухин Шахматы первый год или учусь и учу. О. Духовное возрождение 2012.
3. И.Г. Сухин Задачи к курсу «Шахматы – школе» первый год обучения 1500
малофигурных позиций. О. Духовное возрождение 2012.
13
4. Журавлев Н. И. Шаг за шагом. М.: ФиС, 1986.
5. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. Издание одиннадцатое Ростовна-Дону «Феникс», 2010.
6. Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс Шахматы: уроки мастерства шаг за шагом.
М.: АСТ
7. Панов В. Король против короля. М.: «Молодая гвардия» 1967.
8. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. Моя шахматная карьера. М.: «ФиС»
1983.
9. В. Пожарский Шахматы. Начальная школа. М. 2012.
Для обучающихся:
1. И.Г. Сухин Шахматы Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 1, 2. О.
Духовное возрождение 2012.
2. И.Г. Сухин Шахматы первый год или учусь и учу. О. Духовное возрождение 2012.
3. И.Г. Сухин Задачи к курсу «Шахматы – школе» первый год обучения 1500
малофигурных позиций. О. Духовное возрождение 2012.
4. В. Пожарский Шахматы. Начальная школа. М. 2012.
Сведение о составителе
ФИО педагога: Маликова ЧынарТурдалиевна
Образование: Высшее педагогическое. Ошский государственный университет,
специальность «Математика», квалификация «Учитель математики», 2007г.
Должность: Учитель математики, педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования.
14
Приложение 1
Контрольные вопросы
Теоретические задания
1.
Знание «правила квадрата пешки».
«Правило квадрата пешки» - это…:
- если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе
вступает в этот квадрат, то пешка задерживается;
- если король сильнейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе
вступает в этот квадрат, то пешка превращается в ферзя.
2.
Знание «оппозиции».
«Оппозиция» - это…:
- это противостояние королей на нечетное количество клеточек;
- это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы одной
или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой
спрятана другая фигура.
3.
Знание классификации дебютов.
Определить дебют по классификации дебютов (открытый, полуоткрытый, закрытый):
1.
Е4E5
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
1.
D4
E5
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
1. E4
E6
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
4.
Знание понятия «дебют».
«Дебют» - это…:
- это середина шахматной партии;
- это начало шахматной партии;
- это конец шахматной партии.
5.
Знание понятия «пешечный прорыв».
«Пешечный прорыв» - это…:
- это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы
одной или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой
спрятана другая фигура;
- это домик для короля.
15
Практические задания.
1.
Умение пользоваться «правилом квадрата».
Ходит ли черный король в квадрат пешки?
2.
Умение пользоваться «правилом квадрата».
Соблюдая правило оппозиции, королей сыграть черными в ничью:
3.
Умение разыгрывать дебюты.
Разыграть один из вариантов дебюта 4 коней и записать на листочке.
4.
Умение применять тактические удары на практике.
Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью двойного удара:
5.
Умение применять тактические удары на практике.
Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью открытого нападения:
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – достаточный уровень.
16
Приложение 2
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные
фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под
ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой
против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на
определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под
ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.