Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145
с углубленным изучением отдельных предметов
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением
отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Разговор о правильном питании»
(2,3,4 классы)
Автор составитель:
Плешкова Н.Ф. , учитель начальных классов
г.Екатеринбург
2023 г.
.
Пояснительная записка
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС
НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова,
А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп , 2015), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких,
Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп, 2015), «Формула правильного питания»
(М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп, 2015).
Содействие здоровому образу жизни , создание условий для активизации субъективной позиции
ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в
оптимальномсостоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом
произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в
частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних
лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.
Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов:
медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.
Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей,
формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к
этому.
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её
первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на
учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению
различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова
знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех
неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое –
нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению
только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья
способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.
Цели и задачи программы
Рабочая программа по курсу «Разговор о правильном питании» для 1-4 классов создана на основе
Федерального образовательного государственного стандарта, авторской программы «Разговор о
правильном питании», разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии
Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких.
Цель программы - формирование у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью,
освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
формировать и развивать представления детей о здоровье, как одной из важнейших
человеческих ценностей;
формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и
укреплении здоровья,
воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью;
создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации о
правильном питании и здоровом образе жизни в пособиях и других источниках;
формировать представление о правилах этикета как неотъемлемой части общей культуры
личности;
пробуждать интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширять
знания об истории питания своего народа и традициях других народов;
просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их в
изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;
формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную
деятельность;
развивать коммуникативные навыки у детей и умения эффективно взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми в процессе работы;
Планируемые результаты работы:
Личностные результаты
- познавательная мотивация (формирование познавательных интересов, умственной и
интеллектуальной активности);
- активная жизненная позиция;
- ориентация на здоровый образ жизни;
- развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств личности (доброжелательность,
отзывчивость, инициативность, самостоятельность);
- уважительное отношение к народным традициям и культуре питания.
Метапредметные
Формируемые универсальные учебные действия
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы.
Регуляторные
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий (учебная литература, справочники, энциклопедии);
построение сообщений в устной и письменной форме;
- смысловое восприятие познавательных и художественных текстов;
- выделение существенных и несущественных признаков путем анализа;
- осуществление классификации и сравнения на основе самостоятельного
выбора;
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
Познавательные
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте;
- выделение существенных признаков и их синтез.
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач;
- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой);
- владение диалогической формой коммуникации, используя в том числе, и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- умение учитывать разные мнения и стремиться координации различных
позиций в сотрудничестве;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной;
Коммуникативные - умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
– осознание целостности окружающего мира,
- освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания,
- приобретение и совершенствование навыков самообслуживания;
- выбор продуктов в соответствии с возрастом, временем года и видом
деятельности (физической активности);
- применение на практике знаний и умений, связанных с этикетом в области
питания;
Предметные - соблюдение режима питания;
- соблюдение правил гигиены;
Общая характеристика программы
Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной
сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе
компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик
Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких. Содержание программы
базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование.
Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.
Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:
научная обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная адекватность;
необходимость и достаточность информации;
модульность программы;
практическая целесообразность
динамическое развитие и системность;
вовлеченность семьи и реализацию программы;
культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически
сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других
стран.
В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит
комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской
историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации
системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об
основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах
составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета,
а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
Программа состоит из трех модулей.
1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет.
3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль "Разговор о правильном питании"
разнообразие питания:
1. "Самые полезные продукты",
2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
3. "Где найти витамины весной",
4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
5. "Каждому овощу свое время";
гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";
рацион питания:
1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
2. "Плох обед, если хлеба нет",
3. "Полдник. Время есть булочки",
4. "Пора ужинать",
5. "Если хочется пить";
культура питания:
1. "На вкус и цвет товарищей нет",
2. "День рождения Зелибобы".
2 модуль "Две недели в лагере здоровья"
разнообразие питания:
1. "Из чего состоит наша пища",
2. "Что нужно есть в разное время года",
3. "Как правильно питаться, если занимаешься спортом";
гигиена питания и приготовление пищи:
1. "Где и как готовят пищу",
2. "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";
этикет:
1. "Как правильно накрыть стол",
2. "Как правильно вести себя за столом";
рацион питания:
1. "Молоко и молочные продукты",
2. "Блюда из зерна",
3. "Какую пищу можно найти в лесу",
4. "Что и как приготовить из рыбы",
5. "Дары моря";
традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".
3 модуль "Формула правильного питания"
рациональное питание как часть здорового образа жизни:
1. "Здоровье - это здорово";
2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны",
режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:
1. "Где и как мы едим",
2. "Ты готовишь себе и друзьям";
потребительская культура: "Ты - покупатель";
традиции и культура питания:
1. "Кухни разных народов",
2. "Кулинарное путешествие",
3. "Как питались на Руси и в России",
4. "Необычное кулинарное путешествие".
Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные
тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.
Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но
начинают претворять полученные знания на практике.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие
преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе
по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить
свои
творческие
способности.
Основные методы обучения:
фронтальный метод;
групповой метод;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные методы обучения.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
чтение и обсуждение;
экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные
предприятия;
встречи с интересными людьми;
практические занятия;
творческие домашние задания;
праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
ярмарки полезных продуктов;
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
мини – проекты;
совместная работа с родителями.
Основные формы и направления
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на
вопрос, что ученик должен знать, но и в соответствии с образовательными стандартами формирование
универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных
сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно
начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы
учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками,
сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и
окружающими людьми. Необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к
саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия не только на уроках, но и во внеурочной
деятельности. Занятия строятся как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания.
Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на занятии организуется так, что требует от
него размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение
поставленных предположений, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и
неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует
у школьника учебную мотивацию.
Для успешного достижения результата необходимо использовать разные формы
организации деятельности:
- индивидуальные (составление пословиц, загадки, подготовка и представление сообщений,
выполнение теста, рисунков, фотографий); - фронтальные (анкетирование, объяснение,
игры, просмотр презентации, физминутки, составлении таблиц, экскурсии и др.).
- коллективные (работа в парах и группах –участие в практических занятиях,
инсценирование, работа со справочной литературой и т.д.)
Используя эти формы, учитель организует конструктивную совместную деятельность, а сам
выступает в роли помощника. Такая работа позволяет формировать у учащихся мотивацию
учения, учить их планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей, осуществлять необходимый поиск информации в различных источниках, строить
диалогическую форму коммуникации (умение слушать, умение высказать своё мнение,
разрешать конфликты, работать сообща для достижения общей цели, соблюдать правила
работы в группе «уважай своего товарища, умей выслушать каждого, не согласен –
предлагай», оценивать свою работу, работу партнёров, работу группы и класса в целом.
Более активно использую работу в парах постоянного и сменного состава. При работе парами
дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя),
учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое
время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая
работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других
пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются
высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети
начинают говорить, у них появляется уверенность в собственных силах. Данная форма
работы с классом создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений.
На каждое занятие продумываются цели, задачи, методы, приёмы работы, формы
организации деятельности детей, планируемые результаты обучения.
В таблице представлены примерные методы и приемы на разных этапах урока, которые
могут быть использованы в работе.
Методы и приёмы работы
Этап занятия Содержание работы
Данный этап позволяет подготовить учащихся к
1.«Добрый день, друзья! Я
1.
Мотивацион
ный этап
работе, обеспечить внешнюю благоприятную
рада вас видеть, и очень хочу
обстановку для работы, психологически настроить
начать работу с вами!
ребят на совместную деятельность.
(хорошего вам настроения!)»
Использование небольшой психологической паузы и 2.«Ладошка к ладошке».
вопросов, побуждают привлечь внимание уч-ся к
теме урока и помогают быстро включить детей в
которые после долгого
деловой ритм. Данный этап кратковременный.
отсутствия появились в классе.
Возможно формулирование целевых установок
2.
урока и плана работы.
Проверка готовности учащихся к активной учебно-
Актуализация познавательной деятельности; повторить изученный
знаний
затруднения
3.Приветствие учеников,
материал, подвести учащихся к формулировке темы
и целей занятия
4.Интерактивная беседа
5.С каким настроением пришли
на урок?
1.Ассоциативный ряд.
2. «Нарисуй картину»
3.В начале урока дается
загадка, отгадка к которой
будет открыта при работе над
новым материалом
3. Постановка
На данном этапе происходит формулирование целей
4.Исторический экскурс
1.Формулирование учащимися
цели занятия
урока вместе с учащимися (реализация идеи
совместно с учителем целей
педагогического сотрудничества); показ социальной
урока одновременно с
4. Открытие
нового
знания
5.
Применение
и практической значимости изучаемого материала. сообщением темы.
На основе активной мыслительной деятельности
2.Сообщение цели в виде
учащиеся участвуют в целеполагании. Такой подход проблемного задания или
стимулирует плодотворную учебную деятельность.
вопроса
1.Представление основного
материала одновременно в
словесной, знаковосимволичной формах
Этот этап обеспечивает восприятие, осмысление и
первичное закрепление учащимися изучаемого мате- 2. Использование различных
риала: существенных признаков понятий, знаков, и
методов (рассказ, сообщение,
др.; содействует усвоению учащимися способов,
объяснение, презентация),
которые привели к определенному выводу
коллективные способы
(обобщению).
обучения, проекты.
Цель: установить правильность и осознанность
1.Ассоциативный ряд
изученного материала, привлечение класса к до-
2. «Пчелиный улей»
нового
знания
полнению и корректировке ответов уч-ся.
Данный этап позволяет обеспечить закрепление в
3.Опорный текст
4.Использование
памяти учащихся знаний и способов действий, ко-
заданий на узнавание уч-ся
торые им необходимы для самостоятельной работы
изученных познавательных
по новому материалу.
объектов
Возможно использование системы заданий, в основе 5. «Опрос эксперта»
6.
Подведение
итогов
которой лежит четко спланированная последо-
6.Подготовка уч-ся своих при-
вательность действий (на узнавание, на применение
меров по новому материалу
знаний по образцу и в измененной ситуации);
организация деятельности уч-ся по
воспроизведению существенных признаков
изученных познавательных объектов;
7.Вопросно-ответное общение
Подведение итогов учебного занятия
«Придумай свои задания»
8.Постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также вопросов,
требующих мыслительной активности учащихся
Тест, рисунки, выставки,
праздники, конкурсы,
викторины, театрализация
7.
Развитие способностей учащихся к рефлексии по
Вопросно-ответное общение
1.Ассоциативный ряд
Рефлексия
поводу своего психолого - эмоционального со-
2.Незаконченные предложения
стояния, мотивации своей деятельности и
3. «Радость»
взаимодействия с учителем и одноклассниками;
4«Лист обратной связи»
реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как
5.Барометр настроения
чувствовал себя, с каким настроением работал,
доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было
работать в малой группе, какие затруднения были в
общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие
затруднения возникли, как преодолеть свои учебные
проблемы).
Описание места программы в учебном плане.
Преподавание программы «Разговор о правильном питании» проводится интегрировано с другими
учебными предметами( литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, физкультура), на
занятиях по проектно-исследовательской деятельности и на уроках ЧКР. Важность этого курса для
младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности
новым стандартом. Программа «Разговор о правильном питании» изучается с 1 по 4 класс.
Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 1-2
классов, включает в себя по 15 занятий.
Вторая часть «Две недели в лагере здоровья», предназначенная для учащихся 3-4 классов, включает
в себя по 34 занятия.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является
решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими
школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в
бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное
отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,
важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:
физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание
и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по
формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения
и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию
здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно
выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового
образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию
здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и
досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно
выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового
образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития
и физической подготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки,
личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
Методическое обеспечение:
рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» М. Безруких, А. Макеева, Т.
Филиппова, М., ОЛМА Медиа Групп, 2015
методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании» М. Безруких, А. Макеева, Т.
Филиппова, М., ОЛМА Медиа Групп, 2015
комплект плакатов «Что полезно есть», «Как правильно есть», лифлет для родителей.
интернет ресурсы: noreply@prav-pit.ru
3 класс
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности
обучающихся 3 классов
На уроках окружающего мира – 5 часов; ИЗО – 1 час; Технологии – 2; Физкультуры – 3;
Литературного чтения -2; Часов общения-2; Проектно – исследовательская деятельность -2 часа.
п/п
Тема занятия
С каким уроком интегрируется
1
Окр. мир. «Старинный календарь»
2
Введение. Из чего состоит наша
пища.
Практическая работа «Меню
сказочных героев»
Чтение «Книги о мудрецах и глупцах»
3
Что нужно есть в разное время
года
Окр. мир «Времена года»
4
Выпуск стенгазеты о составе
нашей пищи
ИЗО «Чудо-дерево»
5
Игра «В гостях у тетушки
Припасихи»
ЧКР
6
Как правильно питаться, если
занимаешься спортом
Физкультура. Легкая атлетика.
7
Составление меню для
спортсменов
8
Где и как готовят пищу
Экскурсия в столовую.
Как правильно накрыть стол.
9
Молоко и молочные продукты
10
11
Игра-исследование «Это
удивительное молоко»
Блюда из зерна
12
13
Конкурс «Мама, папа, я –
спортивная семья»
Физкультура. Легкая атлетика.
Технология. «Кухонная прихватка»
Технология. Настольная карточка»
Окр. мир «Надежная опора и защита»
Проектно-исследовательская деятельность.
Окр. мир «Как питались наши предки»
Физкультура. «Подвижные игры»
Дата
Факт.
Путь от зерна к батону
Окр. мир «Почва – кормилица»
14
Конкурс «Венок из пословиц»
Чтение. Русская народная сказка
«Падчерица и мачехина дочка»
15
Праздник «Хлеб всему голова»
ЧКР
16
17
Оформление проекта « Хлебвсему голова»
Проектно-исследовательская деятельность.
Предполагаемые результаты 3-го года обучения должны знать:
- при недостатке того или иного питательного вещества организм не может справляться с работой;
- основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;
- здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого;
- условия хранения продуктов;
- правила сервировки стола;
- важность употребления молочных продуктов.
После третьего года обучения ученики должны уметь:
- составлять меню;
- соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых
приборов;
- различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к завтраку, обеду.
4Класс
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности
обучающихся 4 классов
На уроках окружающего мира – 5 часов; ИЗО – 2 часа; Технологии – 1; Литературного чтения -1;
Часов общения -5; Проектно – исследовательская деятельность -3 часа.
п/п
1
Тема занятия
Какую пищу можно найти в лесу.
Правила поведения в лесу.
Лекарственные растения.
2
3
Конкурсов рисунков «В подводном
царстве»
Конкурс половиц и поговорок .
4
Экскурсия в магазин морепродуктов.
5
6
7
Оформление плаката « Обитатели
моря»
Викторина « В гостях у Нептуна»
Кулинарное путешествие по России.
С каким уроком интегрируется
Окр. мир «Зона лесов»
Окр.мир «Обобщение по разделу
«Природные зоны»
ИЗО « Морской пейзаж»
Чтение. Обобщение по разделу
«Русские народные сказки»
Окр. мир «Компас. Ориентирование по
компасу»
Окр.мир «Океаны Земли. Жизнь в
море».
ЧКР
Дата
Факт.
Традиционные блюда нашего края.
8
9
10
Практическая работа по составлению
меню.
Конкурс рисунков « Вкусный
маршрут»
Игра – проект « Кулинарный глобус»
11
Праздник « Мы за чаем не скучаем»
12
Конкурс кулинарных рецептов.
13
14
Изготовление книжки « Правила
поведения за столом»
Конкурс « На необитаемом острове»
15
16
Накрываем праздничный стол.
Проект.
Окр.мир «Яркие события из истории
родного края»
Проектно-исследовательская
деятельность
ИЗО «Передвижные выставки»
Проектно-исследовательская
деятельность.
ЧКР
ЧКР
Технология «Бумагопластика.
Раскладные картинки»
ЧКР
Проектно-исследовательская
деятельность.
Подведение итогов.
17
ЧКР
Предполагаемые результаты четвёртого года обучения
Ученики должны знать:
- кулинарные традиции своего края;
- растения леса, которые можно использовать в пищу;
- необходимость использования разнообразных продуктов,
- пищевую ценность различных продуктов.
должны уметь:
- приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен,
- выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;
- накрывать праздничный стол.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе
которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой
образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и
воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Разговор о правильном
питании» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как
именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры
человеческого общества.
В связи с этим главную роль
играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) гербарии ;продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни
2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации
окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем
программы «Разговор о правильном питании».
Наряду с принципом наглядности в изучении программы «Разговор о правильном питании» в
начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся
осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у
школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение
изучаемого материала.
В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы,
познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению
природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Разговор о правильном питании»,
насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, различных сторонах
общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса,
его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практикоориентированный характер содержания программы «Разговор о правильном питании», а также
использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего
набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей
информации.
Литература
Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева
М.ОЛМА Медиа Групп, 2015
акеева
М.ОЛМА Медиа Групп, 2015
М.ОЛМА Медиа Групп, 2015.
Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/
1. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с.
2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
3. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556 с.
4. Дерюгина М. П., Домбровский В. Ю., Панферое В. П. Как питается ваш малыш. Минск:
1990. 320 с.
Полымя,
5. Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники
Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.
6. Котоусова А. М., Котоусов Н. Г. Вяленые фрукты и овощи. М.: Росселъхозиздат, 1984. 144 с.
7. Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. Киев,
256 с.
8. Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.
9. Люк Э. Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. С.-Петербург, 1998. 260 с.
10. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с.
11. Махлаюк В. П. Лекарственные растения в народной медицине. Саратов, 1967. 560 с.
12. Надеждина Н. А. Во саду ли, в огороде... М.: Детская литература, 1972.
13. Начальная школа № 8, 1992.
14. Начальная школа № 4, 1995.
1987.
15. Роль факторов питания при адаптации организма к физическим нагрузкам / Сб. науч. трудов.
Л.: ЛНИИФК, 1986 120с.
16. Справочник по детской диететике / Под ред. Воронцова И. М., Мазурина А. В. Л.:
Медицина, 1980. 416 с.
17. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я.: Словарь-игра. М.: АСТ-ПРЕСС,
204 с.
1998.
18. Химический состав пищевых продуктов/Справочные таблицы содержания основных пищевых
веществ и энергетической ценности пищевых продуктов / Под ред. Покровского А. А. М.: Пищевая
промышленность, 1976. 268 с.
19. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.