Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов)
620041 г. Екатеринбург, ул. Пионеров, 10а, тел. /факс: (343) 341-49-00
электр. почта: soch145@eduekb.ru сайт http://школа145.екатеринбург.рф
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
(5,6 классы)
Автор составитель:
Роскошная А.С., учитель математики
2023 г.
Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной
работы и рассчитана на обучающихся 5-6 классов, интересующихся математикой.
Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует
самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней
и старшей школе.
Изучение курса ориентировано на использование пособий: Горев П.М., Утёмов
В.В. «Уроки развивающей математики. 5-6 классы. Задачи математического
кружка», Мардахаева Е.Л. «Занятия математического кружка».
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует
потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном
обучении, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию
учащихся.
Программа внеурочной деятельности содержит в основном традиционные темы
занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень
сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь
значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. В результате занятий
учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и
разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
При реализации содержания программы учитываются возрастные и
индивидуальные возможности учащихся, создаются условия для успешности
каждого ребёнка.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических
занятий. В ходе занятий учащиеся выполняют практические работы, готовят
рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников,
предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а
также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является
достаточной для углубленного изучения математики.
Таким
образом, основной
целью разработанной
внеурочной
деятельности является углубление и расширение математических знаний и
умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
учебных задач:
1.
в направлении личностного развития: развитие устойчивого интереса
учащихся к математике и ее приложениям; формирование представлений о
математике как части общечеловеческой культуры; значимости математики в
развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к
математическому творчеству и математических способностей;
2.
в метапредметном направлении: формирование общих способов
интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся
основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой
деятельности;
привитие
учащимся
определенных
навыков
научно-
исследовательского характера; развитие у учащихся умения самостоятельно и
творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
3.
в предметном направлении: создание фундамента для математического
развития,
формирование
механизмов
мышления,
характерных
для
математической деятельности, высокой культуры математического мышления;
оптимальное развитие математических способностей у учащихся; расширение и
углубление представлений учащихся о практическом значении математики.
4.
коммуникативные
УУД: воспитание
учащихся
чувства
коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
установление более тесных деловых контактов между учителем математики
и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных
интересов и запросов школьников.
Основными педагогическими
принципами,
обеспечивающими
реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного
процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Эффективности
реализации
программы
курса способствует
использование различных форм проведения занятий, в частности таких,
как:
- эвристическая беседа;
- интеллектуальная игра;
- дискуссии;
- математические состязания, турниры, конкурсы;
- творческие задания.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде защиты
исследовательских
проектов,
которые
предполагают
самостоятельную
творческую работу обучающихся по предложенной тематике с последующей
защитой их решения на занятиях, научно-практических конференциях.
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по
формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их
успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Предполагаемая результативность курса:
усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевых
понятий;
улучшение качества решения задач различного уровня сложности
учащимися;
успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах, научнопрактических конференциях.
1. Планируемые результаты
программы
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Использовать приобретённые математические знания для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
занимательных задач; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с математическими головоломками.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам
содержания, иметь представление о числе и десятичной системе
счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об
основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные
процессы и явления; иметь представление о достоверных, невозможных и
случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о
простейших пространственных телах.
Умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в
устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и
символику; выполнять арифметические действия с натуральными
числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые
задачи
арифметическим
способом;
составлять графические
и
аналитические модели реальных ситуаций.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Натуральные числа: десятичная система счисления. Римская
нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с
натуральным
показателем.
Законы
арифметических
действий:
переместительный, сочетательный, распределительный. Прикидка и оценка
результатов вычислений.
Текстовые задачи:решение текстовых задач арифметическим
способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся
к решению задач алгебраическим методом).
Измерения, приближения, оценки: единицы измерения длины,
площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего
нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в
окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в
виде формул.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии: точка,
прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и
тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы
угла. Треугольник. Виды треугольника. Сумма углов треугольника.
Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Наглядные
представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме,
пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного
параллелепипеда.
Измерение геометрических величин: длина отрезка. Длина ломаной,
периметр треугольника, прямоугольника. Величина угла. Градусная мера
угла. Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольного
треугольника, площадь произвольного треугольника. Объем тела. Формулы
объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№
п/п
1
2
3
4
5
Темы
разделов
Натуральные числа:
Текстовые задачи
Измерения, приближения, оценки
Геометрические фигуры и тела
Измерение геометрических величин
Количество часов
8
8
4
8
6
34
4. Календарно-тематическое курса внеурочной деятельности
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема занятия
Введение в программу внеурочной деятельности
«Занимательная математика»; Инструктаж по технике
безопасности.
Старинные системы записи чисел.
Числа великаны.
Математические игры .
Математические игры .
Математические фокусы.
Математические фокусы.
Четыре действия арифметики.
Четыре действия арифметики.
Удивительный нуль.
Удивительный нуль.
История линейки.
Как появились меры длины.
Как измеряли на Руси.
Возникновение денег.
Денежная система в Древней Руси.
Как люди научились измерять время.
Изобретение календаря.
Задачи – смекалки.
Задачи-шутки.
Из истории мер массы. Система мер русского народа.
Происхождение метрической системы мер.
Составление ребусов.
Составление математических загадок.
Составление математических задач.
Задачи в стихах. Логические упражнения.
Логические упражнения. Числовые головоломки.
Происхождение дробей.
Старинные занимательные задачи.
Покорение космоса и математика.
Покорение космоса и математика.
Математика и наш город.
Математика и наш город.
Математика вокруг нас.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1