РП Русский язык и культура общения,5,6 класс

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов)
620041 г. Екатеринбург, ул. Пионеров, 10а, тел. /факс: (343) 341-49-00
электр. почта: soch145@eduekb.ru сайт http://школа145.екатеринбург.рф

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением
отдельных предметов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Русский язык и культура речи»
(общеинтеллектуальное направление)
(5,6 классы)

Автор составитель:
Кривцова Б. А.,
учитель русского языка и литературы

2023 г.

Пояснительная записка
Речевая культура – это совокупность умений и навыков в области общения и
законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию,
эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки - это основа
общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность
личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с
собой и окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет
большое образовательное значение. Развитые коммуникативные умения предполагают
способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую
деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое
обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними
коммуникативными умениями.

Актуальность программы
В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются
учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы
литературного языка. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается,
либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Культура
речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями
Федерального Государственного Образовательного стандарта.

Практическая значимость
Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит
краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности
и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных
свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом
коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями
Федерального Государственного Образовательного стандарта.

Цель программы – формирование у учащихся УУД, обеспечивающих незатруднённое
построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Задачи программы
- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках
русского языка;
- дать общие сведения о культуре речи;
- обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в
соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 6-х классов;
УУД
Личностные
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки.
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия,
порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях
познания и мотивацию к обучению.
Особенности возрастной группы учащихся
Настоящая программа ориентирована на учащихся 6-х классов.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
 общие сведения о культуре речи;
 основные нормы современного литературного языка в соответствии
«Требованиями к уровню подготовки учащихся 6-х классов»;
Учащиеся должны уметь:
 отличать текст от набора предложений на одну тему;
 определять тему, главную мысль текста;
 уметь озаглавить текст;
 уметь составлять текст;
 употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности;
 участвовать в беседе.
Формы реализации программы
Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная
Теоретические занятия:
 Беседы
 Сообщения
 Просмотр видеоматериала
 Исследования и решение проблем
Практические занятия:
 Конкурсы

с

 Викторины
 Игры
Формы контроля
1. Анкетирование
2. Презентация
3. Представление связного текста
4. Творческая работа
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных результатов школьников.
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности
должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) способности извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
2) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
3) умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
4) способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
1) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
2) умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
4) владение разными видами монолога и диалога;
5) способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
6) способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
7) умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;

8) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами
9) аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
10) сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
интересов;
11) устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения
задания.
Познавательные
1) самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения
незнакомого материала, отбирает необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных
дисков;
2) составляет сложный план текста;
3) сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.
4) самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает ее,
представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений;
5) умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
6) планирует свою работу по изучению незнакомого материала.
Формы проведения занятий
 лекции;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
 анализ и просмотр проектов;
 составление проектов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
 игровая;
 теоретическая;
 практическая.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Культура речи - 5
Вводное занятие. Речевая культура – часть общечеловеческой культуры.
Речевой этикет как правило речевого общения.
Особенности разговорного стиля речи.
Правила речевого этикета.
Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».
Азбука важных и вежливых слов.
Наш язык богат и могуч.
Великие люди о языке.
«Вначале было слово…» - 15
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы,
неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и
их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые

изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием
фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и
профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему.
«Слово – понятие, слово – творчество» - 6
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с
этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения
лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О
словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как
основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство
русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема,
основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?
Напиши письмо Другу.
Качества хорошей речи - 8
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного
произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила общения
посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных
дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и
жестикуляции при общении. Защита проектов «Слово творит чудеса». Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
занятия

1

Культура речи - 5
Вводное занятие. Речевая
культура – часть общечеловеческой
культуры.

2

Речевой этикет как правило речевого
общения. Правила речевого этикета.

3

Особенности разговорного стиля речи.

4
5

6

7

8
9

Виды деятельности
учащихся

Дискуссия по теме
Мини-сочинение:
Что я знаю о
речевом этикете
Составление
таблицы
Ролевая игра
Работа в парах

Как мы обращаемся друг к другу: ты и Вы.
Азбука важных и вежливых слов.
Наш язык богат и могуч.
Написание докладов
Великие люди о языке.
«Вначале было слово…» - 15
Поиск ответа на
О чём рассказывает устное народное
вопрос (работа с
творчество?
источниками)
Сказка П.П.Ершова «Конёк-горбунок» литературный памятник живому русскому Анализ сказки
языку XIX века.
Работа со
Историзмы, архаизмы, неологизмы.
справочной
литературой
Практическая
Словесный практикум
работа

Дата

10

11

12

Литературный язык.

Коллективная
работа

Местные говоры.
Лексические диалектные различия и их
типы.

Работа в группах
Поиск информации

Анализ диалектной лексики в рассказе
С.М.Мишнева «Русская изба».

Работа с текстом

13

Фразеологическое богатство языка.
Фразеологические словари.

14

Краткие мудрые изречения. Афоризмы.
Крылатые слова.

15

Афоризмы. Крылатые слова.

16
17
18
19
20

21

22

Работа со
справочной
литературой;
просмотр
видеоматериалов
Работа со
справочной
литературой
Работа со
справочной
литературой

Практическая работа. Сочинение сказки с
Написание
использованием фразеологизмов, афоризмов,
сочинения
крылатых слов.
Обсуждение
Анализ практической работы
творческих работ
Общеупотребительные слова.
Работа в группах
Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика.

Работа в группах
Поиск информации

Молодёжный сленг и отношение к нему.
Ролевая игра «Давайте поговорим»

Участие в дискуссии
Игра

«Слово – понятие, слово – творчество» - 6
Размышление по
теме; просмотр
видеоматериалов
К истокам слова. Почему мы так говорим? Работа со
Происхождение слов.
справочной
Работа с этимологическим словарем.
литературой
Работа со
справочной
литературой
Работа со
Лексическое значение слова. Способы
справочной
определения лексического значения слова.
литературой
Толковый словарь.
Работа в группах
«Сказал то же, да не одно и то же». О
Анализ
словах одинаковых, но разных.
предложенных
Как правильно употреблять слова.
текстов

23

24
25
26

27

28
29

30

31

32
33
34

Многозначность как основа
художественных тропов.
Метафора в загадках, пословицах,
поговорках.
Богатство русского языка (синонимы,
антонимы)
Текст как речевое произведение.
Тема, микротема, основная мысль,
ключевые слова.
Письмо как речевой жанр. Как общаться на
расстоянии?
Напиши письмо Другу.
Анализ писем

Анализ
предложенных
текстов
Составляем загадки
Коллективная
работа
Работа с текстом
Готовимся
написать письмо
Письмо другу
Обсуждение работ

Качества хорошей речи - 8
Разговор как искусство устной речи.
Конкурс на лучшего
Основные нормы современного
знатока
литературного произношения.
Работа со словарем
Ударение в словах. Орфоэпические нормы
Практическая
русского языка.
работа
Основные речевые правила общения
Игра
посредством телефона.
Инд. работа: Что я
Невербальные средства общения.
знаю о невербальных
Значение мимики и жестикуляции при
средствах общения
общении.
Инсценирование
Качества хорошей речи.
Подготовка к
Правильность как основа хорошей речи.
итоговой
Выразительность и гибкость хорошей речи
презентации по
Уместность и доступность хорошей речи.
выбранной теме
Точность речи.
Готовимся к
Модель создания речевого высказывания.
конкурсу
Конкурс юных ораторов
Участие в конкурсе
Итоговое занятие. Презентации работ
Защита работ
«Слово творит чудеса»

Дидактическое обеспечение программы:
Литература
1. Богословская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» (развитие коммуникативных
способностей) – Екатеринбург: «АРГО», 2007.
2. Богданов В.В. Речевое общение. – Л., 2007.
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2008.
4. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре речи. – М., 2008.
5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2006.
6. Культура речи и эффективность общения. – М., 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».