РП Россия- мои горизонты

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов)
620041 г. Екатеринбург, ул. Пионеров, 10а, тел. /факс: (343) 341-49-00
электр. почта: soch145@eduekb.ru сайт http://школа145.екатеринбург.рф

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Россия мои горизонты»
(6-11 классы)

Автор составитель:
Данчина В.Е.
заместитель директора по ВР

2023 г.

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия –мои горизонты» составлена на
основе требований к результатам реализации образовательной программы основного общего и
среднего общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО), утвержденным Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, нормами Федерального
закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное
законодательство во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.1 от 23.02.2018 года, Пр-2182
от 20.12.2020 года), с учетом Примерной программы курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» и Программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации
комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на
основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее — проект).
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы общего
образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной
организации обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов за счетиспользования потенциала разнообразия форм образовательной деятельности,
организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой.
Однимиззначимыхнаправленийвнеурочнойдеятельностиявляетсяранняяпрофориентация
обучающихся 6-11 классов, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих
личностных и предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора
индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального
образования.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностикоконсультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределениюи
вовлечению всех участников образовательного процесса.
Цель программы - формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее
ГПС) обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:


построение

системы

содействия

обучающихся общеобразовательных

профессиональному самоопределению
организаций, основанной

на

сочетании

мотивационно-активизирующего,информационно-обучающего,практико-ориентированного
и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников
образовательного процесса;



выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и

внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному
самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся
после участия в профориентационной программе;


формирование

индивидуальных

рекомендаций

для

обучающихся

по

построению

образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов,
способностей, доступных им возможностей;


информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального

образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем
профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч.
профессиональных проб;


формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других

компетенций,

необходимых

для

осуществления

всех

этапов

карьерной

самонавигации,

приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов
территориальной
прохождения

среды

профессионального

профессиональных

проб,

самоопределения,

осознанного

самооценки

конструирования

успешности

индивидуальной

образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и
возможностей среды;


формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения

жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне.


В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из

направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое
реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».


Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является

обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматривается в
связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием
школьника,

т.е.

интегрирована

в

учебно-воспитательный

процесс,

а,

следовательно,

профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как
отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Профминимум» в учебном плане основной
общеобразовательной программы
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе
обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс).
Наосвоениекурсавнеурочнойдеятельностив6-11классахпредусмотрено34часавгод(израсчета1 час в
неделю).

2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,

свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в
рамках реализации программы «Билет в будущее»;


готовность к разнообразной совместной деятельности;



выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе

взаимопонимания и взаимопомощи.


В сфере патриотического воспитания:



осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;


ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,

технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут
знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
Всфере духовно-нравственного воспитания:


ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;



готовностьоцениватьсвоёповедениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейс позиции

нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;


осознаниеважностисвободыинеобходимостибратьнасебяответственностьвситуации

подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:


осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения

для представителей многих профессий;


стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;



стремлениесоздаватьвокруг себяэстетическипривлекательную среду в не зависимости от той

сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального

благополучия:


осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе

навыков безопасного поведения в интернет-среде;


ответственноеотношениексвоемуздоровьюи установканаздоровыйобразжизни;



способность

адаптироваться

к

стрессовым

ситуациям,

вызванным

необходимостью

профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшиецели,
связанные с будущей профессиональной жизнью;


умениеприниматьсебяидругих,неосуждая;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным

эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;


сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права

другого человека.
Всферетрудового воспитания:


установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;


интерескпрактическомуизучениюпрофессийитрударазличногорода,втомчисленаоснове

знаний, полученных в ходе изучения программы проекта «Билет в будущее»;


осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной

деятельности и развитие необходимых умений для этого;


готовностьадаптироватьсявпрофессиональнойсреде;



уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности;



осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных

планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Всфереэкологического воспитания:


повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических

проблемипутейихрешения,втомчислевпроцессеознакомленияспрофессиямисферы


«человек-природа»;



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание

потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную
деятельность;


осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,

технологической и социальной сред.
Всферепониманияценностинаучногопознания:


ориентация вдеятельности, связанной сосвоениемпрограммыпроекта «Билет вбудущее», на

современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;


овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством

самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;


овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира

профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
Всфереадаптациикизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:


освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей

деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах

исообществах,включаясемью,группы,сформированныепопрофессиональномупризнаку;


способность

действовать

в

условиях

неопределённости,

повышать

уровень

своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;


навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных

знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;


умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого

развития;


умениеанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;



умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей

и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;


способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их

последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметныерезультаты
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:


выявлятьдефицитинформацииотойилиинойпрофессии,необходимойдляполноты

представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;


использоватьвопросыкакинструментдляпознаниябудущейпрофессии;



аргументироватьсвоюпозицию,мнение;



оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеработысинтернет-

источниками;


самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатампроведённогообсуждения в группе или в паре;


прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событийиихпоследствия, связанные

с выбором будущей профессии;


выдвигатьпредположенияовозможномростеипаденииспросанатуилиинуюспециальностьв

новых условиях;


применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформации, связанной

с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;


выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличных видов

и форм представления;


находитьсходныеаргументы(подтверждающиеилиопровергающиеоднуитужеидею, версию) в

различных информационных источниках;


самостоятельно выбирать оптимальную формупредставления информации, предназначенную

для остальных участников программы проекта «Билет в будущее».
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями:



воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в

рамках занятий, включённых в программу проекта «Билет в будущее»;


выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать

значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться
смягчать конфликты;


понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее»,

проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной
форме формулировать свои возражения;


в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг
с другом;


сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать

различие и сходство позиций;


публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий,

связанных с тематикой курса по профориентации;


понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс ирезультат совместной
работы;


уметь обобщать мнения нескольких участников программы проекта «Билет в будущее»,

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;


участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и

др.);


выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и

координировать свои действия с действиями других участников проекта «Билет в будущее».
3. Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности
тема1:Вводный урок «МояРоссия—моигоризонты»(обзоротраслейэкономическогоразвитияРФ —
счастье в труде)
тема2:Тематическийпрофориентационный урок «Откройсвоёбудущее»(введениевпрофориентацию)
тема3:Профориентационнаядиагностика№1«Мойпрофиль»иразборрезультатов;дляклассовучастников «Билета в будущее»: «Мои профсреды» и разбор результатов
тема4:Профориентационноезанятие«СистемаобразованияРоссии»(дополнительноеобразование,
уровни профессионального образования, стратегии поступления)
тема5:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиювсференаукии
образования»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта «Билетвбудущее»по профессии
учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)

тема6:Профориентационноезанятие«Россиявделе»(часть1)(навыбор:импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность);
Профориентационнаядиагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов
тема7:Профориентационноезанятие«Россияпромышленная:узнаюдостижениястранывсферепромышл
енности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)
тема8:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиювсфере
промышленности»(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта «Билетвбудущее»по
профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.)
тема 9: Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области
цифровыхтехнологий»(информационныетехнологии,искусственныйинтеллект,робототехника) тема
10: Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий»
(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта «Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:
программист, робототехник и др.)
тема11:Профориентационноезанятие«Россиявделе»(часть2)(навыбор:медицина,
реабилитация,генетика);Профориентационнаядиагностика№3«Моиталанты»иразбор результатов
тема12:Профориентационноезанятие«Россияинженерная:узнаюдостижениястранывобласти
инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство)
тема13:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиювинженернойсфере»(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
инженерконструктор,электромонтери др.)
тема14:Профориентационноезанятие«Государственноеуправлениеиобщественная
безопасность»(федеральнаягосударственная,военнаяиправоохранительнаяслужбы,особенности
работы и профессии в этих службах)
тема 15; Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности»
(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта «Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:
специалист по кибербезопасности, юрист и др.)
тема 16: Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна»
тема 17: Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях
агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс)
тема18:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиюваграрнойсфере»(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном,
зоотехник и др.)
тема19:Профориентационноезанятие«Россияздоровая:узнаюдостижениястранывобласти медицины и
здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

тема20:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиювобластимедицины»(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач
телемедицины,биотехнологи др.)
тема21:Профориентационноезанятие«Россиядобрая:узнаюопрофессияхнаблагообщества» (сфера
социального развития, туризма и гостеприимства)
тема22:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиюнаблагообщества»(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по
туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)
тема23:Профориентационноезанятие«Россиякреативная:узнаютворческиепрофессии»(сфера
культуры и искусства)
тема 24: Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайнпробанаплатформепроекта «Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:дизайнер,продюсеридр.) тема 25:
Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) тема 26:
Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар)
тема27:Профориентационныйсериалпроекта«Билетвбудущее»(часть1)
тема28:Профориентационныйсериалпроекта«Билетвбудущее»(часть2)
тема29:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиювинженернойсфере»(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема30:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиювцифровойсфере»(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема31:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиювсферепромышленности» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема32:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиювсферемедицины»(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема33:Профориентационноезанятие«Пробуюпрофессиювкреативнойсфере»(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
тема34:Профориентационноезанятие«Моёбудущее—моя страна»
4. Тематическоепланирование
№п/п
1
2
3

Тема занятия
Вводныйурок«МояРоссия—мои горизонты»
(обзоротраслей
экономическогоразвитияРФ—счастьевтруде)
«Откройсвоёбудущее»(введениев
профориентацию)
Профориентационнаядиагностика№ 1«Мой
профиль» иразбор
результатов

часы
1

1
1

ЦОР/ЭОР
https://bvbinfo.ru/p
rofminimum

4

5
6

7

8

9

10
11
12
13
14

15
16
17

18
19

20
21

22
23
24

«СистемаобразованияРоссии»
(дополнительноеобразование,
уровнипрофессиональногообразования,
стратегиипоступления)
Пробуюпрофессиювсференаукииобразования

1

Профориентационноезанятие «Россиявделе»
(часть 1) (на выбор:импортозамещение,
авиастроение,судовождение,судостроение,
леснаяпромышленность)
«Россияпромышленная:узнаю
достижения
странывсфере промышленности и
производства»(тяжелаяпромышленность,добыча
и переработка сырья)
«Пробуюпрофессию
всфере
промышленности»(металлург,специалистпо
аддитивным технологиям и др.)
«Россия цифровая: узнаю достижения страныв
области цифровыхтехнологий»
(информационные технологии,искусственный
интеллект, робототехника)
«Пробуюпрофессиювобластицифровых
технологий»
Профориентационноезанятие «Россиявделе»
(часть 2) (на выбор:
медицина,реабилитация,генетика)
«Россия инженерная: узнаю достижения
страны в области инженерного дела»
(машиностроение,транспорт,строительство)
«Пробуюпрофессиювинженернойсфере»
«Государственное управление и
общественная
безопасность»(федеральная
государственная,военнаяиправоохранительная
службы,особенностиработыипрофессиивэтих
службах
«Пробуюпрофессиювсфереуправленияи
безопасности»
Профориентационное занятие-рефлексия«Моё
будущее—моя
страна»
«Россияплодородная:узнаюодостижениях
агропромышленного
комплексастраны»(агропромышленный
комплекс)
«Пробуюпрофессиюваграрнойсфере»
«Россияздоровая:узнаюдостижениястраныв
областимедициныиздравоохранения»
биотехнологии)
«Пробуюпрофессиювобластимедицины»
«Россиядобрая:узнаюопрофессияхнаблаго
общества» (сфера
социальногоразвития,туризмаи
гостеприимства)
«Пробуюпрофессиюнаблагообщества»
«Россия креативная: узнаю творческие
профессии»(сферакультурыи искусства)
«Пробуютворческуюпрофессию»

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1
1
1

https://bvbinfo.ru/p
rofminimum

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Профориентационное занятие«Один день в
профессии» (часть 1)
(учитель,актер,эколог)
Профориентационное занятие«Один день в
профессии» (часть 2)
(пожарный,ветеринар,повар)
Профориентационныйсериалпроекта«Билетв
будущее» (часть 1)
Профориентационныйсериалпроекта«Билетв
будущее»(часть2)
«Пробуюпрофессиювинженернойсфере»
«Пробуюпрофессиювцифровойсфере»
«Пробуюпрофессиювсферепромышленности»
«Пробуюпрофессиювсферемедицины»
«Пробуюпрофессиювкреативнойсфере»
Профориентационноезанятие«Моёбудущее—
моястрана»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://bvbinfo.ru/p
rofminimum


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».