Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов
(МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением отдельных предметов)
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы смыслового чтения»
(предметная область «Русский язык и литература»)
5 – 9 классы
г. Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
составлена на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям
реализации основной образовательной программы основного общего
образовании.; на основе междисциплинарной программы основного общего
образования «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Программа курса «Основы смыслового чтения» (5-9 кл.) рассчитана на
34 часа (1час в неделю).
Рабочая программа имеет цель: формирование навыков смыслового
чтение и работы с содержащейся в текстах информацией;
воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего
стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким
уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Программа способствует решению следующих задач на ступени
основного общего образования:
1.
Научить осознанному чтению литературных, учебных, научнопознавательных текстов и инструкций, соответствующих возрасту.
2.
Сформировать
элементарные
навыки
чтения
информации,
представленной в наглядно символической форме.
3.
Обучить навыкам работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы,
4.
Обеспечить осмысление текстовой информации, научить приобретать
и систематизировать научные знания.
5. Создать условия для овладения системой познавательных,
коммуникативных, регулятивных учебных действий.
6. Развить чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую
культуру.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к
метапредметным
результатам
освоения
образовательной
программы:
демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации; составлять тексты в устной и письменной формах.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий
приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания,
включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их
реализацию,
в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор
эффективных
путей и средств достижения целей, контролировать и
оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой
задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на
занятиях курса приоритетное внимание уделяется: формированию действий по
организации и планированию учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы,
практическому освоению морально- этических и психологических принципов
общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих
основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные
коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой
общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать
намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации; развитию
речевой
деятельности,
приобретению
опыта
использования речевых средств для регуляции умственной деятельности,
приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как
основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий
приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию стратегий смыслового
чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания,
используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего
им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном
процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств,
широкого спектра логических действий и операций. Выпускники получат
возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе
самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического
отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией
из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
В основе реализации программы курса «Основы смыслового чтения» лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур.
В основной школе приобретенные умения при освоении курса будут
трансформироваться на всех учебных предметах, где будет продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся
овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к
трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и
приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность
приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами
и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и
выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про
себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями
чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать
стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче, будут готовы и
способны к выбору направления профильного образования.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
На ступени основного общего образования выпускники приобретут в
процессе чтения, соответствующие возрасту навыки работы с содержащейся в
литературных,
учебных,
научно-познавательных
текстах,
инструкциях
информацией. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью
удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования
информации, овладеют элементарными навыками чтения, представления
информации в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в
тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и
информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида
текстов информацию для установления несложных причинно- следственных связей
и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений
в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускник научится
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста
или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу
текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать
содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т.д.; находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст
глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте); решать учебно- познавательные и учебно-практические
задачи, требующие полного и крити- ческого понимания текста: определять
назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя
внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы
специального текста; выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные
точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять
смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе
текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускники получат возможность научиться
самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут
первичный опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом.
Выпускник получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить
заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться
выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию
текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с
информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых
средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в
тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей
точки зрения; откликаться на форму текста, оценивать не только содержание
текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; на основе
имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе
работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт
восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении
(прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться
критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки
противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае
наличия противоречий или конфликтной ситуации.
•
•
•
•
•
•
•
•
Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
текстов (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;
умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы;
сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько
существенных признаков;
представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько
существенных признаков.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Выявление понимания термина текст. Темы широкие и узкие, ведущая тема
и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на
уровне смыслового анализа далее не членится). Общая цель или назначение
текста. Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Роль
эпиграфа. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста.
Назначение разных видов текстов. Темы и подтемы специального текста.
Виды
информации
в
учебном
тексте:
главная
и
второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и
доказательная, описания, примеры и др. Умение структурировать
информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать
сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и
сложный; назывной/номинативный.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение,
формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и
как говорится. Логико-смысловой анализ текста художественного или
публицистического стиля речи. Структурирование текста, используя
нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Проверка правописания.
Использование в тексте таблиц, изображений. Преобразование текста
с использованием новых форм представления информации.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и
роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о
прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность
информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в
учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
6 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология
текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация
тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой
стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр
текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру,
языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью
удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и
использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея.
Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный,
тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
Упорядочивание информации по заданному основанию.
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа,
таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по
содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей
идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста
информации. Составление на основании текста небольшого
монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование
информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с
опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой
литературы и других информационных источников. Определение
последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7
шагов (на основе предложенного набора действий, включающего
избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по
предложенной теме, представление одной и той же информации разными
способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному
действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или
избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
7 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла:
определение главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из
текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и
общему смыслу текста. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл
текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций),
содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых
компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей
идеей, сформулированной вопросом. Объяснение
назначения
карты,
рисунка, пояснение части графика или таблицы. Нахождение в тексте
требуемой информации: беглое чтение, определение его основных
элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в
самом тексте, установление тождественности или синонимичности,
нахождение необходимой единицы информации в тексте. Решение учебнопознавательных и учебно-практических задач, требующих полного и
критического понимания текста. Определение назначения разных видов
текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в
данный момент информации. Различение темы и подтемы специального
текста. Выделение главной и избыточной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические,
электронные, в частности в практических задачах). Переход от одного
представления данных к другому. Интерпретация текста: сравнение и
противопоставление заключенной в тексте информации разного характера.
Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.
Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка
заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно)
информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала
с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых
средств и структуры текста).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Отзыв
на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в
целом – мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний,
жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся
информации. Нахождение недостоверности получаемой информации.
8 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология
текстов. Рассуждениеразмышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждениедоказательство.
Функционально-стилевая
дифференциация
тестов
(разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль,
научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных
стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль
текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста,
микротемы, план текста. Разные способы представления информации:
словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники
информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с
несколькими источниками информации. Сопоставление информации,
полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия
текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей
идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста
информации. Составление на основании исходного текста
(художественного, публицистического стиля) монологического
высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и
стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля
речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной
задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на
прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных
текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к
тексту, отзывы о прочитанном.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости
(сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание
письменного текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В
процессе работы с одним или несколькими источниками выявление
достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов
проверки противоречивой информации. Критическое отношение к
информации. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью
свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание
письменного текста в соответствии с заданной темой и
функционально- смысловым типом речи.
9 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.
Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждениедоказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов
(разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль,
научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных
стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль
текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации.
Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста.
Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста.
Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей
текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста
информации. Составление на основании исходного текста
(художественного, публицистического стиля) монологического
высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и
стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля
речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной
задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на
прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных
текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение
текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение
содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с
заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на
заданную тему.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В
процессе работы с одним или несколькими источниками выявление
достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов
проверки противоречивой информации.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В
процессе работы с одним или несколькими источниками выявление
достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов
проверки противоречивой информации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В процессе учебной деятельности для проверки достижений и
оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы
контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа,
различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого
материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения),
комплексный анализ текста, а также формы контроля, предусматривающие
самоанализ и самоконтроль личных достижений.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
5 класс
№
Название
раздела, темы
Колво
часов
1.
Текст: поиск
информации
12
2.
Текст:
преобразование
и
интерпретация
13
Основные виды деятельности
Находить нужную информацию в текстах
художественных произведений.
Научиться работать с текстами, содержащими
рисунки,
таблицы,
диаграммы,
схемы,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять
части графика или таблицы, ставить перед собой
цель чтения.
Читать тексты с целью удовлетворения
познавательного
интереса,
анализировать
изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения, получения и переработки
полученной информации и ее осмысления,
находить в тексте требуемую информацию:
(пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, анализировать изменения
своего эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной
информации и ее осмысления
Научиться
определять
главную
тему,
обнаруживать соответствия между частью
текста и его общей идеей, формулировать тезис,
выражающий общий смысл эпиграфа текста.
3
Текст: оценка
информации
9
34
Научиться работать с текстами, содержащими
рисунки,
таблицы,
диаграммы,
схемы;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять
части графика или таблицы.
Овладеть элементарными навыками чтения,
представления информации в наглядносимволической форме, объяснять порядок
частей текста
Откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте,
со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений о мире;
откликаться на форму текста: оценивать не
только содержание текста, но и его форму, а в
целом — мастерство его исполнения.
6 класс
№
Название
раздела, темы
Колво
часов
1
Текст: поиск
информации
13
2
Текст:
преобразование
и
интерпретация
10
Основные виды деятельности
Находить нужную информацию в справочниках
и словарях.
Научиться работать с текстами, содержащими
рисунки, таблицы, диаграммы, схемы,
научиться объяснять назначение карты,
рисунка, пояснять части графика или таблицы,
использовать полученную из разного вида
текстов информацию для установления
несложных причинноследственных связей и
зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в
простых учебных и практических ситуациях.
Выбирать из текста или придумывать
заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста. Определять содержание
предметного плана текста по заголовку,
предвосхищать содержание предметного плана
текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт.
Определять назначения разных видов текстов.
Ставить цели чтения, направленные на поиск
полезной в данный момент информации.
Использовать полученную из разного вида
текстов
информацию
для
установления
несложных причинно-следственных связей и
зависимостей,
объяснения,
обоснования
утверждений, а также принятия решений в
простых учебных и практических ситуациях.
Овладеть элементарными навыками чтения,
представления информации в наглядносимволической форме. Выбирать из текста или
придумывать заголовки частей, формулировать
тезис, выражающий общий смысл текста.
Выявлять имплицитную (скрытую,
присутствующую неявно) информацию текста
на основе сопоставления иллюстрированного
материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста).
Преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы.
3
Текст: оценка
информации
11
Находить в тексте требуемую информацию:
(пробегать текст глазами, определять его
основные элементы определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать,
являются
ли
они
тождественными
или
синонимическими,
находить необходимую единицу информации в
тексте).
Сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую
единицу информации в тексте).
Интерпретировать
текст:
сравнивать
и
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера.
34
7 класс
№
Название
раздела, темы
Колво
часов
Основные виды деятельности
1
Текст: поиск
информации
13
2
Текст:
преобразование
и
интерпретация
10
3
Текст: оценка
информации
11
34
8 класс
Находить в тексте требуемую информацию:
(пробегать текст глазами, определять его
основные элементы определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в
тексте) откликаться на содержание текста.
Различать темы и подтемы специального текста;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения
идей текста.
Находить в тексте требуемую информацию:
(пробегать текст глазами, определять его
основные элементы. Научиться работать с
текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы.
Научиться объяснять назначение
карты,
рисунка, пояснять части графика или таблицы.
Формулировать тезис, выражающий общий
смысл
текста
интерпретировать
текст:
сравнивать и противопоставлять заключенную в
тексте
информацию
разного
характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов.
Сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую
единицу информации в тексте).
Откликаться на содержание текста: связывать
информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников; оценивать
утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире; находить доводы в
защиту своей точки зрения.
№
Название
раздела, темы
Колво
часов
1
Текст: поиск
информации
12
2
Текст:
преобразование
и
интерпретация
11
3
Текст: оценка
информации
11
Основные виды деятельности
Самостоятельно
организовывать
поиск
информации. Приобретение первичного опыта
критического
отношения
к
получаемой
информации, сопоставления её с информацией
из других источников и имеющимся жизненным
опытом.
Сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую
единицу информации в тексте.
Сравнивать и противопоставлять заключенную
в тексте информацию.
Сопоставлять основные текстовые и
внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей
идеей, сформулированной вопросом, объяснять
назначение карты, рисунка, пояснять части
графика или таблицы и т.д.
Структурировать текст, используя нумерацию
страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить
проверку правописания; использовать в тексте
таблицы, изображения; преобразовывать текст,
используя
новые
формы
представления
информации; формулы, графики, диаграммы,
таблицы (в том числе динамические,
электронные, в частности в практических
задачах), переходить от одного представления
данных к другому;
Сравнивать и противопоставлять заключенную
в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из
сформулированных
посылок;
выводить
заключение о намерении автора или главной
мысли текста.
Откликаться на содержание текста: связывать
информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников; оценивать
утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире; находить доводы в
защиту своей точки зрения.
34
9 класс
№
Название
раздела, темы
Колво
часов
1
Текст: поиск
информации
4
2
Текст:
преобразование
и
интерпретация
20
3
Текст: оценка
информации
10
Основные виды деятельности
Связывать информацию, обнаруженную в тексте,
со знаниями из других источников.
Оценивать утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений о мире; находить
доводы в защиту своей точки зрения.
В процессе работы с одним или несколькими
источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию.
Откликаться на содержание текста: связывать
информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников; оценивать
утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире; находить доводы в защиту
своей точки зрения.
Откликаться на форму текста, оценивать не только
содержание текста, но и его форму, а в целом –
мастерство его исполнения.
В процессе работы с одним или несколькими
источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию.
Использовать полученный опыт восприятия
информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте). критически
относиться к рекламной информации; находить
способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае
наличия
противоречий
или
конфликтной
ситуации.
34
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
дата
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Вводный урок. Стартовая диагностика
Текст. Заглавие текста.
Тема и подтемы текста
Идея текста.
Смысловые части текста.
Ключевые слова и их назначение.
Логические средства связи в тексте.
План текста.
Пересказ.
Строение текста и его структура.
Изобразительно-выразительные средства.
Стиль текста.
Композиционная структура текста.
Преобразование текста.
Использование в тексте графических средств, их
назначение.
Аргументация и выводы.
Формулирование несложных выводов, основываясь
на тексте.
Подтекст.
Обобщение информации, данной в тексте.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.
21.
22.
23
24.
25.
26
27
28
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Интерпретация информации, полученной из разного
вида текстов.
Деление текста на смысловые части.
Микротема. Анализ текста
Составление вопросов по тексту.
Анализ текста
Стилевые особенности текста.
Композиционная завершенность текста
Информация в наглядно-символической форме.
Логограф.
Содержание текста.
Языковые особенности текста.
Авторская мысль в тексте.
Учебный диалог как способ понимания прочитанного.
Точка зрения (позиция) автора и читателя.
Типы речи. Описание. Практикум.
Повествование. Практикум.
Рассуждение.Практикум
Анализ текста. Итоговая проверочная работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
дата Тема урока
Количество
часов
урока
1.
Вводный урок. Стартовая диагностика
1
2.
Виды чтения .Учимся читать учебные тексты. 1
Тексты книжных стилей. Анализ текста Н.М. Шанского
«Русский язык»*.
3.
Тема и подтемы текста. Анализ текста «А.А.
1
Шахматов - выдающийся лингвист и историк».
4.
Учимся читать и пересказывать лингвистический текст. 1
Назначение разных типов текста. Анализ текста «Имя
числительное».
5.
Связь темы текста и основной мысли с названием. 1
Анализ лингвистического текста «Правописание».
6.
Тексты книжных стилей. Анализ текста «Золотой
1
дождь»
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Смысловые части текста. Анализ стихотворения
И.Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий.
Ключевые слова и их назначение. Анализ текста
Л.Леонова «Родничок».
Тексты книжных стилей. Логические средства связи в
тексте. Работа с текстом М. Пришвина «Реки».
Тексты
книжных
стилей.
Изобразительновыразительные средства. Анализ текста М.Пришвина
«Весна света».
Высказывание определенного типа речи
Связь типа текста и его назначения. Анализ текста
М.Пришвина «Долгожданный переворот».
Учимся логически мыслить
Структура текста. Интерпретация публицистического
текста. Анализ текста Д.С. Лихачёва «Будем
счастливыми».
Интерпретация художественного текста. Анализ текста
М.Пришвина «Сыроежка».
Аргументация и выводы. Анализ текста В. Тельпугова
«Необыкновенная история».
Подтекст. Анализ текста А.И. Солженицына «Вязовое
бревно».
Обобщение информации, данной в тексте. Анализ
текста «Мать» из книги «Троицкий подарок для детей».
Формулировка тезиса, выражающего общий смысл
текста. Анализ текста К. Паустовского «Добрая книга».
Составление вопросов по тексту. Анализ текста
«Иностранный язык».
Значение карт, рисунков, таблиц для текстов разных
стилей. Анализ текста «Обозначение цифр».
Обобщение информации, данной в тексте. Анализ
текста Н. Сладкова «Жизнь на Земле».
Нахождение в тексте требуемой информации
Главная и избыточная информация в тексте. Анализ
текста «Лилия» .
Главная и избыточная информация в тексте. Анализ
текста «Конкурс».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34
Работа с текстом. Оценка информации. Анализ текста 1
М.Пришвина «Рождение месяца».
Оценка
информации:
Анализ
текста 1
публицистического стиля речи «Крыжовник».
Авторская
мысль
в
тексте.
Анализ
текста 1
публицистического стиля речи «Белокуриха».
Нахождение
аргументов,
подтверждающих 1
вывод.Анализ текста публицистического стиля речи
«Золотые кони хана Батыя».
Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для 1
ответа на вопрос. Анализ текста публицистического
стиля речи «Оренбург».
Точка зрения (позиция) автора и читателя. Анализ
1
текста публицистического стиля речи «Памятник
«Первая учительница».
Формулировка аргументов, подтверждающих точку 1
зрения. Анализ текста Е.Л.Шварца «Сказка о
потерянном времени».
Критическое понимание текста. Понимание душевного 1
состояния героя. Комплексный анализ текста М.Ю.
Лермонтова «Мцыри»(эпизоды).
Анализ текста. Итоговая проверочная работа.
1
Анализ текста Д.С. Лихачёва «Молодость – вся
жизнь».
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
дата Тема урока
Количество
часов
урока
1
Вводный урок. Стартовая диагностика
1
2
Основные виды чтения. Типы текстов (сплошные и 1
несплошные).
3
Знакомство с основными приёмами предтексовой
1
стратегии.
4
«Глоссарий» (актуализация и повторение словаря, 1
связанного с темой текста).
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
«Рассечение вопроса» (смысловая догадка о
возможном содержании текста на основе его
заглавия).
«Соревнуемся с писателем» (мотивирование на
прочтение
книги,
включение
механизмов
антиципации).
«Ассоциативный куст» (актуализация знаний,
формирование установки на чтение).
Сюжет текста. Фабула.
«Мозговой штурм» (актуализация знаний, имеющих
отношение к изучаемой теме).
Избыточная информация в тексте и ее
интерпретация.
Знакомство с основными приёмами текстовой
стратегии.
Последовательность изложения в тексте авторских
идей.
Авторская мысль и точка зрения читателя.
Выделение главной и избыточной информации
Выделение главной и избыточной информации.
Работа с текстом.
Разные виды информации в тексте .
Прогнозирование последовательности изложения
идей текста. Работа с текстом.
Разные источники информации по заданной теме.
Самостоятельная организация поиска информации:
Интерпретация и анализ текста Ю.Олеши.*
Самостоятельная организация поиска информации:
Интерпретация и анализ текста Л.Куклина.
Самостоятельная организация поиска информации.
Анализ миниатюры В.П.Астафьева «Паутина».
Самостоятельная организация поиска информации:
Интерпретация и анализ текста. Анализ рассказа О.
Павловой «Черёмуховый дед».
Знакомство с основными приёмами послетекстовой
стратегии.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
27
28.
29
30
31
32
33
34
Разные точки зрения. Создание текста-схемы.
Информация из разных источников и жизненный
опыт.
Самостоятельная организация поиска информации:
Интерпретация и анализ текста Л. Улицкой
«Капустное чудо».
Информация из разных источников и жизненный
опыт: Интерпретация и анализ текста В. Пескова
«Чувство Родины».
Сопоставление информации.
Смысловое свертывание выделенных фактов и
мыслей. Работа с текстом.
Система аргументов для обоснования определенной
позиции. Анализ текста.
Формулирование на основе текста системы
аргументов (доводов).
Понимание душевного состояния персонажей текста,
сопереживание им: Анализ текста.
Самостоятельная организация поиска информации.
Анализ текста «Внутренняя красота»
Анализ текста. Итоговая проверочная работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа с текстами предложенных авторов носит рекомендательный
характер.
Календарно-тематическое планирование 8
класс
№
дата Тема урока
Количество
часов
урока
1
Вводный урок. Стартовая диагностика.
1
2
3
4
Текст, признаки текста. Строение текста. Типы 1
текстов. Инструкция «Учение с увлечением».
Вопросный и тезисный план к тексту.
1
Сочинение – повествование «Мое любимое время
года».
«Древо вопросов». Комплексный анализ текста.
1
Сжатое изложение «Дерево вопросов» .
5
6
7
89
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
2021
2223
24
25
2627
Формулирование вопросов на основе прочитанного
текста и оценивание «Хобби великих людей».
Формулирование вопросов , отражающих отношение к
тексту. Сочинение – рассуждение «Милосердие».
Выявление структурных частей текста, основная
мысль. Сочинение – повествование « Моя любимая
книга».
Тема, проблема, идея как взаимосвязанные уровни
содержания текста. Сочинение – рассуждение
«Мой любимый школьный предмет».
Сочинение – повествование «Мое увлечение».
Главная и второстепенная информация
Сжатое изложение «В чем польза чтения?»
Составление миниатюры на основании исходного
текста «Что такое дружба? Как становятся друзьями?»
Последовательность изложения в тексте авторских
идей. Сжатое изложение «Искренность»
Авторская мысль в тексте. Сочинение – рассуждение
«Что такое искренность?»
Поиск информации в тексте. Анализ текста.
«Какие книги мы называем драгоценными?»
Понимание текста публицистического стиля. Сжатое
изложение «Хорошая книга».
Рассуждение проблемного характера. «Жизненные
ценности».
Вычленение из текста информации, заданной в явном
и неявном видах. Сжатое изложение «Слово «мама» особое слово».
Сочинение – рассуждение «Материнская любовь».
Поиск
информации
в
тексте.
Рассуждение
проблемного характера «Настоящее искусство».
Практикум
текстовой
деятельности.
Сжатое
изложение по тексту Ю.В. Бондарева «Искусство».
Работа с информационным текстом. Сжатое
изложение «Истинная культура».
Работа с информационным текстом. Сочинение –
рассуждение «Нравственный выбор».
Герои и персонажи в тексте. Анализ текста В.А.
Сухомлинского «Школа воспитания добрых чувств».
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
28
29
30
3132
33
34
Практикум текстовой деятельности. Сочинение –
рассуждение «Сила духа».
Последовательность изложения в тексте авторских
идей. Анализ текста М. Шигаповой «О взрослости».
Сжатое изложение.
Критическая оценка текста Сочинение – рассуждение
«Взаимовыручка».
Поиск информации в тексте. Анализ текста Сочинение
– рассуждение «Счастье».
Сжатое изложение по тексту В.М. Пескова «О
таинстве жизни».
Анализ текста. Итоговая проверочная работа.
1
1
1
2
1
1
*Работа с текстами ОБЗ ФИПИ.
Возможны различные формы работы (практическая часть): оформление
тезиса, доказательства и т.д.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№
дата Тема урока
Количество
часов
п\п
1
Вводный урок. Стартовая диагностика.
1
2
Приёмы компрессии текста. Исключение.
1
3
Компрессия текста. Обобщение и упрощение
1
4
Проверочная работа по теме «Компрессия текста»
1
5
Публицистический стиль речи как средство 2
формирования нравственных качеств личности
6
Анализ текста публицистического стиля.
7
Рассуждение публицистического характера о пользе
чтения
8
Тема, проблема, идея текста. Поиск информации в
тексте. Анализ текста публицистического стиля.
9
1
2
10
Ключевые слова. Микротема текста.
1
11
Смысловые части текста. Анализ текста.
1
12
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. 1
13
Диалог с текстом. Смысловой анализ текста.
14
Понимание текста. Целостность текста. Извлечение 1
информации.
Как понять авторский замысел. Анализ текста 1
публицистического стиля.
15
1
16
Оценка содержания, языковых особенностей и 1
структуры текста. «Милосердие- добродетель сердца».
Анализ текста публицистического стиля.
17
Оценка содержания и проблематики текста. Аспектный 2
анализ текста.
Анализ текста публицистического стиля.
Работа над текстом на морально-этическую тему. 2
Проблема выбора.
18
19
20
21-22
Анализ текста публицистического стиля.
Поиск и выделение необходимой информации. 2
Проблема роли книги в жизни человека.
23
Анализ текста публицистического стиля.
Анализ текста. Рассуждение проблемного характера
24
Три вида информации в художественном
(фактуальная, подтекстовая, концептуальная).
25
Работа с текстом художественного
информации в тексте.
26
1
тексте 1
стиля. Поиск 2
27
Анализ текста художественного
текстом художественного стиля.
28
Рассуждение по заданной теме, конструирование текста 2
по теме «Жизненные ценности».
29
стиля.
Работа с 1
30
31
Практикум текстовой деятельности. «Делай доброе дело 2
ради счастья людей».
32
Анализ текста. Итоговая проверочная работа.
1
33
Работа над ошибками.
1
34
Подведение итогов.
1
*Работа с текстами ОБЗ ФИПИ.
Возможны различные формы работы.